Ганс Христиан Пиннонен и его датская жизнь

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вот такого юного Андерсена встречали туристы на улицах Копенгагена.
Вот такого юного Андерсена встречали туристы на улицах Копенгагена. Фото: Из личного архива

Два года назад русские туристы могли встретить в Копенгагене около памятника великому датскому сказочнику высокого круглолицего парнишку с широкой улыбкой.

На нем – цилиндр, сюртук, полосатые «визитные» брюки и штиблеты, а в руках книжка «Сказки Андерсена» на русском языке. Это было первое место работы в столице Дании Александра Пиннонена. Как только около памятника оказывались российские туристы, он начинал читать вслух сказки. В этом и заключалась его работа, краткосрочная, но забавная.

Удивительный Саша

Саша удивил своих родственников и знакомых пока только три раза. Первый раз – когда после окончания Таллиннской Тынисмяэской реальной школы с очень приличным аттестатом он подал документы не в университет и даже не в прикладную высшую школу, а в так называемое «кулинарное училище», Tallinna Teeninduskool, чтобы получить там специальность повара.

Второй раз – когда предпочел всем видам поварского искусства японскую кухню, тем самым резко сузив количество будущих рабочих мест. И в третий раз – когда вместе с любимой девушкой, которая решила поступать в один из датских университетов, очертя голову отправился покорять Европу.

Эти вежливые датчане

С квартирой повезло сразу, только везение было рассчитано всего на месяц: знакомая знакомых уезжала на каникулы и оставила юной паре ключи. Но за этот месяц нужно было найти и новое жилье, и работу, чтобы это жилье оплачивать. Начались бесконечные походы по копенгагенским ресторанам, и, конечно, не для того, чтобы оставлять там тающие с каждым днем кроны.

«У меня с собой была пачка отпечатанных CV и диплом, переведенный на английский и заверенный нотариусом, – рассказывает Александр. – Датчане – народ вежливый. Они так радостно встречают и дружелюбно разговаривают, что думаешь: ура, это оно, сейчас меня возьмут! Но за тобой закрывается дверь – и про тебя забывают...» Один из ресторанов был при гостинице, где ему и предложили немного поработать... Андерсеном.

Потом были страх и даже отчаяние. Сейчас Саша советует сверстникам: «Найдите работу по Интернету. У каждой фирмы есть домашняя страница, и можно рассылать СV хоть по сотне в день. А ехать на место лучше, когда уже найдешь что-то конкретное. Еще никто в Дании не остался без работы, если, конечно, всерьез хотел ее найти. Я никому не пожелаю пережить мое состояние, когда времени отведено всего четыре недели, а работа появляется только в конце третьей...»

Был бы Александр один, он, может быть, бросил бы все и вернулся назад, к маме, сестре, друзьям... Но он был не один, и он был мужчиной, а значит – ответственным не только за себя, но и за свою любимую. И еще: работать парень начал, еще учась в восьмом классе. Так что возвращаться в Таллинн побежденным не входило в его планы.

Суши по-датски

Во время своих вынужденных прогулок по Копенгагену Александр заприметил сеть из восьми ресторанов японской кухни и стал каждый день звонить в дирекцию и просить, чтобы с ним наконец поговорили. Через несколько дней удалось отловить директора, и выяснилось, что сети как раз нужен специалист по суши. «Ты сможешь начать завтра?» – спросила его директриса. Догадайтесь с одного раза, что ответил Саша? «Красиво работаешь», – сказал шеф-повар, посмотрев, как «эстонец» крутит суши, и трудовой договор с Александром был подписан.

«По-черному» в Дании не работают. Это невозможно в принципе, в противном случае работодателя ждет строгое наказание, начиная с огромного штрафа, заканчивая закрытием предприятия. Саша получает 120 датских крон (16 евро) в час. Зарплату поднимают каждые три месяца, и она сейчас была бы еще выше, если бы его не отправили на нечто вроде курсов повышения квалификации, где изучают историю Японии, историю суши, традиции сервировки и прочие интересные дисциплины. И все это делается для того, чтобы повар, находясь на открытой кухне, мог ответить на любой вопрос посетителя ресторана.

Его коллеги по теперешней работе веселые и работящие. Датчане, поляки, китайцы, камбоджийцы, таиландцы. «Такого хорошего дружного коллектива у меня еще не было», – говорит Александр. Он уже втянулся в копенгагенский образ жизни, когда в выходные можно валяться на траве королевского парка, обзавелся приятелями не только среди приехавших из Эстонии, но и из числа местной молодежи, и сделал свои умозаключения. «Почему-то все молодые датчане говорят только о том, как бы поскорее уехать в Америку. Мне кажется, что они даже стыдятся, что они датчане». С начальством, чиновниками и со своими новыми друзьями Саша говорит по-английски. Учить датский некогда, да и мотивации нет. «Вот назначат меня шеф-поваром, тогда буду учить», – улыбается он.

Съемные квартиры и зубные врачи

Жилье в Копенгагене дорогое. Бюро недвижимости арендой квартир не занимаются, поэтому потенциальному арендатору приходится часами висеть на платных сайтах, держа палец на клавише «refresh». Хорошие варианты уходят мгновенно.

Сначала Саша со своей девушкой снимали однокомнатную квартиру довольно далеко от центра за 5500 датских крон (733 евро) в месяц. Но потом случилось так, что влюбленность одной из сторон сменилась чувством к человеку более опытному и состоявшемуся, и теперь Александр с двумя земляками снимает двухкомнатную в центре за 6000 датских крон (800 евро) на троих. При этом экономятся деньги на городской транспорт с его просто зверскими тарифами.

«Главное – это еще в Эстонии получить права и вылечить зубы, – Александр то ли шутит, то ли говорит всерьез. – И то, и другое в Дании страшно дорого. Сравните: можно прилететь в Таллинн, отдохнуть с друзьями в Турции, вылечить в Таллинне зубы и улететь обратно в Копенгаген. Там за эти деньги вам вылечат от силы два зуба. А вообще-то в Дании остальная медицина бесплатная, только я еще не болел!»

«Если едете за границу, узнайте, вдруг в этом городе найдется хоть один знакомый человек, который там уже прижился. Если ко мне обратятся за помощью, я помогу охотно, потому что хорошо помню, каково было мне», – говорит Александр.

P.S. Предугадываю реакцию некоторых читателей: ну и что тут интересного, у него же все хорошо! Огромный интерес обычно вызывают публикации, в которых рассказывается о трагедиях молодых людей, решивших попытать свое счастье за границей. А тут почти по Толстому: все счастливые счастливы одинаково.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх