Ало Раун: cвежая идея

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ало Раун
Ало Раун Фото: Peeter Langovits

Наверняка предложение «стража» партий Каарела Таранда (члена комиссии по надзору за финансированием партий. — Ред.) поставить финансовую поддержку партий из госбюджета в зависимость от объема членских взносов можно назвать одной из самых свежих политических идей.

Судя по всему, народ эту идею одобряет (в т.ч. 92 процента участников онлайн-опроса в Postimees), а вот (правящие) партии, как ни странно, не поддерживают.
Противники идеи ухватились за ее слабые стороны и попытались высмеять, не желая вдаваться в детали.

Политические наблюдатели уже давно отмечают, что наиболее бросающимся в глаза гнойником эстонской демократии являются слишком авторитарные партии, ведь не случайно у нас продолжают существовать такие понятия, как власть закулисья, резиновый штамп (так нередко именуют парламент, штампующий решения правительства. — Ред.) и т.д. Кажется логичным, что именно щедрая поддержка партий из госбюджета позволила этому явлению принять такие масштабы.

Каарел Тааранд, предлагая свою идею, хотел сказать о том, что проблему нужно решать. Но как это сделать? Предоставить какому-нибудь органу право вмешиваться во внутренние дела партий или лишить их финансирования из госбюджета?

В свете подобных альтернатив идея Таранда кажется вполне разумным промежуточным вариантом — с одной стороны, это подвигнет партии к тому, чтобы они сами заботились о собственных доходах, а с другой — надзор за финансами будет возложен на самих членов партии. Когда объем членских взносов увеличится, партийцы будут очень тщательно следить за расходованием средств, ведь в нашем материалистическом обществе люди умеют очень хорошо считать деньги.

Идею Таранда можно воплотить в жизнь и иным образом, увязав ее с «пресловутыми» целевыми учреждениями (фондами) по развитию демократии. Возможно, большинство из тех, кто критически относится к таким фондам, не возражали бы против их существования при условии, что они будут финансироваться за счет средств, которые сейчас идут партиям. Ведь сама по себе идея благородная — заставить партии больше заниматься содержанием и меньше кампаниями и злободневной политикой.

Иначе говоря, к деньгам, выделяемым партиям из госбюджета, можно было бы предъявлять более строгие требования, например, не тратить на предвыборную рекламу больше 30 процентов, столько же выделять целевым учреждениям и т.д. На эстонскую политику это повлияло бы не меньше, чем идея Таранда.

Что может заставить партии поддержать идею, ущемляющую их финансовую свободу, — это другой вопрос. Вернее, не что, а кто. Вы, например, готовы пообещать, что не станете выбирать партию, которая поддерживает выделение целевым учреждениям по развитию демократии дополнительных средств из госбюджета, при том, что финансирование самих партий не уменьшится?

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх