Почему Международный уголовный суд в Гааге (МУС) выдал ордер на арест Путина только по депортации детей. Почему Украина не ратифицирует Римский статут, который создал МУС. Можно ли выкрасть Путина, сколько ему могут дать, и какие примеры из прошлого напоминает пятничное решение суда выдать ордер на арест президента РФ и детского омбудсмена при нем. Об этом Rus.Postimees рассказал эксперт Глеб Богуш.
Эксперт по международному уголовному праву и Международному уголовному суду, сотрудник центра по международным судам Копенгагенского университета, включенный в список помощников адвокатов, допущенных к практике в МУС, Глеб Богуш в большом интервью Rus.Postimees обратил внимание на те моменты, которые забываются общественностью и многими специалистами при обсуждении факта выдачи 7 марта 2023 года ордера на арест Владимира Путина.
- Глеб, очевидно, что депортация детей - не самое дикое преступление, которое сопровождает действия России в Украине. Почему именно это стало поводом для ордера на арест Путина?
- Любые преступления, которые являются международными, считаются тяжкими. Особенность преступлений, которые совершаются против детей, заключается в том, что это особо уязвимая группа потерпевших. Страдают не только дети, но и их родственники, близкие. Защита детей – приоритет для Международного уголовного суда. Самое первое дело, которое разбирал МУС, тоже было связано с детьми. Так называемое «дело о детях-солдатах».
- Томас Лубанга из Конго, которому МУС дал 14 лет в 2012 году?
- Он самый. И буквально за несколько дней до объявления о выдаче ордеров на арест Путина и Львовой-Беловой прокурор МУС опубликовал policy paper, документ о расследованиях и осуществлении уголовного преследования лиц, совершивших преступления против детей. Поэтому я не могу согласиться, что преступления, связанные с детьми, это некий второстепенный сюжет для МУС.
Мало того, с самого начала полномасштабного российского вторжения в Украину именно сюжет о депортации детей оставался в фокусе международного внимания. В обоих известных докладах международных комиссий по расследованиям событий, случившихся в Украине после 24 февраля 2022 года, а это доклад комиссии ОБСЕ, созданной в рамках так называемого «московского механизма», и доклад независимой комиссии ООН, созданной в рамках комитета по правам человека ООН, эти сюжеты по детям отдельно отмечались.