Власть № 4: страшнее белки зверя нет

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Налакавшиеся власти. Когда же в вытрезвитель?
Налакавшиеся власти. Когда же в вытрезвитель? Фото: Михкель Марипуу

На этой неделе эстонские СМИ превозносили «Хартию 12», ругали Ансипа за его извинения и жаждали реформистской крови.

В целом настроения в местной прессе революционные. «Лед тронулся!» – цитирует Остапа Бендера писатель Андрус Кивиряхк в Eesti Päevaleht. Скептики спрашивают, куда тронулся – и не скачут ли по этому льду белочки.

Не отходя от кассы

В умении бесить почтеннейшую публику Ансипу не откажешь: он, конечно, извинился за то, что фонд MISA снимал за счет налогоплательщика фильмы о реформистах, но так, что лучше бы не извинялся. «Не реформистам решать, плохо случившееся или хорошо, – пишет Прийт Симсон в Eesti Päevaleht. – Дорогие реформисты, если вам совестно, ваши товарищи должны уйти из руководства MISA, а ваша партия пусть вернет потраченные на кино деньги. Иначе извинения яйца выеденного не стоят».

«За что извиняешься, реформист? – вопрошает Delfi. – Ни одна шишка из Реформистской партии не уточнила, что же такое она сделала, за что просит прощения... Извинения Ансипа войдут в анналы политической риторики... Из того, что говорят реформисты, ясно только одно: ничего не ясно». «Извинением образ мышления не изменишь, – добавляет Õhtuleht. – Кто хочет, пусть верит, что Ансип извинился по-настоящему... Премьер ошибается, если считает, будто народ высказывается оттого, что финансовый кризис всех достал и люди протестуют по всей Европе. „Хартия 12“ появилась на свет потому, что наши правители высокомерны и отрицают проблемы, пряча головы в песок. Мы вовсе не считаем, что Эстония превратилась в диктатуру. Сравнение с Мубараком, сорвавшееся с уст охочих до власти соцдемов, – преувеличение. Но с авторами „Хартии“ мы согласны: демократия рушится на наших глазах, и для ее оздоровления нужны усилия общественности».

В другой колонке редакторы Õhtuleht конкретизируют: «Если реформисты хотят выйти из кризиса честно, партию должны покинуть все, кто вовлечен в скандал с финансированием, начиная с Михала и Лилло. Создавайте свою партию или уходите из политики, но воздух станет чище! Травить байки о том, что вы на самом деле честные, недостаточно».

Мама, я не могу больше пить

Андрус Кивиряхк в своей колонке в Eesti Päevaleht не стесняется называть реформистов алкашами, пусть и фигурально: «Мы имеем дело с налакавшимися власти, до безобразия нажравшимися людьми... Гражданский мир, о котором вещает президент Ильвес, – штука хорошая, но частенько он наступает после того, как неадекватного человека отводят в вытрезвитель».

Пишет про алкоголизм и Лаур Уудам в Õhtuleht, но уже не фигурально. Цитируя главного секретаря реформистов Кукка – уже много лет партийцы принимают решения за стаканом пива или вина, – Уудам задается вопросом: «Вот так эти люди и управляют партией и страной – хмель в голове, язык без костей?» Калев Лилло остался без кресла мэра Йыгева за опьянение в 3,02 промилле. Пьяное буйство в баре стоило депутатских мандатов двум белкам. Одну тоомпеаскую белку удалось поймать с опьянением в 3,84 промилле... Одновременно у нас идет оплаченная ЕС антиалкогольная кампания. Это для простых людей, не для ведущих партийцев. Дальше они, надо думать, будут топить в вине грусть».

В том же EPL журналист Виллу Зирнаск рассуждает о власти с точки зрения психиатрии: «Сказать, что премьер-министр болен психически, ничуть не лучше, чем сказать, что он моральный урод. Но на деле, как писал оксфордский научный журнал Brain, у премьер-министров, президентов и других персон, обладающих большой властью, в том числе у директоров крупных фирм, достаточно часто наблюдается комплекс психических проблем». С тем, что Эстонии требуется лечение, согласен и Калле Мяльберг на Delfi: «Наша задача – проветрить комнаты в доме! Эстонии нужно лечиться. Вот вернется доктор Калев...» Имеется в виду, само собой, богатырь Калев. А если не вернется – что тогда?

Глоток эстонского воздуха

Несчастной компании Estonian Air портал Delfi посвятил аж две редакторские колонки. «Может, это и смертельный удар по национальной гордости, но вбухивать деньги в эту фирму до бесконечности неразумно и невозможно... Грустно, что эстонская государственная авиакомпания может опустить крылья, но не стоит забывать, что за последние два года она потеряла больше 30 миллионов евро. Последний неудачный план спасения национальной гордости обошелся каждому работающему в 72 евро».

Пять самолетов и десять направлений для национальной авиалинии – это смешно, считает Марго Паюсте, журналист Õhtuleht: «Сказка о том, что, мол, мы будем доставлять эстонцев в крупные аэропорты, откуда они смогут летать куда угодно, сомнительна. Если нужно лететь с пересадкой и вставать для этого посреди ночи или тратить на полет целый день...» – лучше, видимо, пользоваться услугами другого перевозчика.

«По крайней мере, теперь ясна позиция правительства, – продолжает Паюсте. – Национальная авиакомпания должна не предлагать людям услуги на мировом уровне, а зарабатывать деньги для страны. Которые страна в итоге переводит на счета иностранных директоров, а не тратит на то, чтобы эстонцы могли нормально летать. И не говорите, что ЕС не дает на что-то разрешения. Поработайте там, в Брюсселе, чтобы для нас сделали исключение, ну или объединитесь с Air Baltic. Или создайте единую большую прибалтийскую авиакомпанию. Эстонская гордость не позволяет?»

В той же газете мэр Таллинна Эдгар Сависаар выдвигает теорию заговора: бывший глава совета Estonian Air Йоаким Хелениус и не менее бывший глава правления Теро Таскила – лоббисты Finnair, которые вместе с нашим правительством вели компанию к тому, чтобы можно было задешево ее продать. В какой-то момент план притормозили: «Временно или навсегда – вопрос. Говорят, что причиной стала ссора министра экономики Юхана Партса с другими сторонами». В иное время эта статья вызвала бы бурю, а сейчас никто уже ничему не удивляется.

***

Власть 3,14. На смерть фантаста

Русская блогосфера скорбит по ушедшему 19 ноября Борису Натановичу Стругацкому.

Для большинства это прощание не столько с человеком, сколько с эпохой веры, надежды и мечты, которая, получается, держалась лишь на братьях Стругацких. На известие о смерти Бориса Натановича многие блогеры откликнулись короткими постами: «Осиротели», «Вместе с ним умер Полдень Великой Мечты», «Понедельник закончился» – с отсылками к циклу «Полдень. XXII век» (Полдень здесь – название общества, построившего коммунизм) и повести «Понедельник начинается в субботу». Фантаст Святослав Логинов (sv-loginow) написал: «Как теперь жить, и как писать? Свет погас, толчемся в темноте».

Фантаст Андрей Лазарчук (urus-hay) цитирует некролог, написанный коллегой Михаилом Успенским и озаглавленный «За тридцать дней до конца света»: «Уход великого человека всегда как снег на голову – независимо от возраста и состояния здоровья. Чехов сказал Бунину: „Вот помрет Лев Толстой – и всё полетит к чертовой матери“. Очень своевременно звучит... Теперь никому ни перед кем не будет стыдно. И это страшно».

В пику пессимистическим настроениям выступил писатель Дмитрий Быков (ru-bykov): «Главный, не всеми еще осознанный посыл творчества Стругацких... Историю остановить нельзя. Но можно оттолкнуться от этой истории, запустив новый виток эволюции. Эту мораль надо помнить всем, кто сегодня сетует на безнадежность и бессмысленность. Мы делаем не будущее, а себя – и это единственный верный способ сделать будущее».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх