После брани тренера у Нурмсалу пошли прыжки

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Для Каарела Нурмсалу наступили радостные дни: он может есть все, что пожелает, и тренироваться столько, сколько захочет.
Для Каарела Нурмсалу наступили радостные дни: он может есть все, что пожелает, и тренироваться столько, сколько захочет. Фото: Михкель Марипуу

Каарел Нурмсалу взял со своим тренером курс на Олимпиаду-2014 в Сочи.
 


Прыгун с трамплина Каарел Нурмсалу снимает шляпу перед своим тренером Топи Сарпаранта и даже обещает подстричься под ноль, хотя в середине сезона финский тренер поставил его на место грубой бранью. Именно после этого прыжки у него стали получаться. Будущей зимой Нурмсалу хочет сделать следующий шаг к вершинам и тренироваться так, чтобы в конце тренировки валиться с ног.

Судьба так распорядилась, что на последнем соревновании сезона на трамплине в Планице Нурмсалу совершил самый успешный прыжок с трамплина в своей жизни и в истории этого вида спорта в Эстонии, заняв 13-е место.

А ведь посреди зимы ситуа­ция была более чем плачевна — никаких очков и вообще ничего. Toпи Сарпаранта — личный тренер Нурмсалу и второй тренер финской сборной — утешал: слушай парень, у тебя есть будущее, что гоняться за этой парой очков, работай во имя великой цели.

А Нурмсалу ему в ответ: «У вас в Финляндии это понимают, а если у меня второй сезон подряд не будет результатов, то летом мне и тренироваться в Отепяэ будет не на что».
Toпи Сарпаранта резко завершил разговор: «Черт побери, я сам найду тебе деньги. Не будь дураком, парень, не думай об очках, а только о пьедестале почета».

Опасно для жизни
Почти сразу после этого и произошел перелом. После тотального провала на этапе КМ в Викерсунде, где Каарел Нурмсалу едва перелетел горб спуска, его отец и менеджер Тоомас, самый большой его болельщик и критик, сказал сыну, что таких слабых прыгунов опасно выпускать на трамплин — это опасно для их жизни!

Судьбе было угодно, чтобы трамплин Вуокатти, куда Нурмсалу с тренером отправились тренироваться после Викерсунда, оказался не очищен.

«У меня провал на этапе КМ и так забрал последние силы, да еще этот постоянный голод из-за сбивания веса, а тут... Уже на лестнице было полмет­ра снега, я барахтался в нем и клял дерьмовые условия».

На это Сарпаранта взорвался как вулкан. «Какая разница, какие условия, ну и пусть они дерьмовые! Ты сам такой дерьмовый прыгун, что и тренироваться должен на дерьмовом трамплине! Научись прыгать, и тогда поговорим об условиях. Лезь трамплин и прыгай!»
Каарел Нурмсалу молча, прижав уши, выслушал поток ругани: «Так меня поставили на место, что...»

Однако после этого дело пошло! Вместе с Сарпаранта он отрабатывал технику, одно соревнование стало разминкой, и потом — сразу четыре зачетных места подряд.

«Я не сказал бы, что именно ругань что-то изменила, плоды принесла все-таки последующая работа, — говорит Нурмсалу. — С прыжками с трамп­лина бывает так, что иногда падаешь, как в черную дыру, и сам не понимаешь, что происходит — ты просто не летишь.

А из дыры приходится выбираться. Методика Сарпаранта удивительно проста: сначала он ставит на место самые прос­тые пазлы. В Вуокатти он требовал, чтобы я сосредоточился только на разгоне и ничем более. И так целую неделю. Даже больше. Потом шлифовали отталкивание. Ну и фаза полета в конце концов встала как-то сама собой».

Почему-то голова Нурмсалу не лишилась волос, хотя после этапа в Планице он заявил: «Снимаю перед Сарпаранта шляпу и даже готов подстричься под ноль».

«Не успел еще в парикмахерскую сходить, но я выполню свое обещание. Сарпаранта — бешеный мужик. Максималист. Соревнованиям в Планице он поставил «четверку», не больше. Он был очень разочарован, что я не побил рекорда Эстонии».

Но, что самое важное, Сарпаранта сумел впрыснуть в Нурмсалу огромное желание тренироваться.

«Я даже поначалу врал ему про самочувствие и усталость, чтобы он не снижал нагрузки. Только с половины сезона я стал говорить ему правду про свое состояние», — вспоминает спортсмен.
Нурмсалу признает, что даже для него самого стало не­ожиданностью, что он стал топ-спортсменом, который тренируется каждый день: «Когда в конце сезона я вернулся домой, я уже на следующий день отправился на пробежку, а еще через день — в тренажерный зал клуба Sparta, чтобы составить план тренировок. Надо подкачать силу и остроту движений.

Когда начну? Прямо сейчас. Потом буду укреплять ноги. Прыжки, прыжки, прыжки. Прыжки в песке, прыжки везде. 500 прыжков в день, иногда 1000. Черт, видимо, придется заказать кресло-коляску, поскольку после 1000 прыжков ходить уже как-то и не хочется».

Другого тренера не хочет
Ясно одно: Нурмсалу не хочет никакого другого тренера, кроме Сарпаранта. Однако в сборной Финляндии по прыжкам с трамплина сложилось сложная обстановка. Говорят, что главному тренеру могут вручить «волчий паспорт».

«И тогда я не знаю, продолжит ли Сарпаранта работать в сборной в качестве второго тренера. Если нет, то придется взять его к себе на полную зарплату, сколько бы это ни стоило. Он хочет работать со мной, а я — с ним. До сих пор ползарплаты ему платила Эстония, другую половину Финляндия», - говорит спортсмен.

Нурмсалу хотел бы продолжить тренироваться с финской сборной. Отношения с товарищами по тренировкам изменились и стали более дружескими, хотя в конце сезона эстонец показывал лучшие результаты среди финнов.

«На тренировках и соревнованиях мы конкуренты, а в другое время — друзья. Скажем так: я не вхожу в состав финской сборной, но мы одна команды. Именно финны были первыми, кто поздравил меня в Планице. От всего сердца, а не из вежливости. Скоро парни приедут ко мне в Таллинн в гости, а летом — в Отепяэ, в тренировочный лагерь...».

Говоря о планах на ближайший сезон, Нурмсалу цитирует тренера: «Берем курс на Сочи, хотим попасть в первую десятку, а на этапах КМ — стабильно от 20-го до 30-го места. Это слова Сарпаранта, меня тут ни в чем нельзя обвинить. Что ж, посмотрим».

Зима Нурмсалу

• В этом году Каарел Нурмсалу набрал в серии этапов КМ 40 очков и занял 49-е место. По очкам он четыре раза подряд пробился в число 30 лучших. До этого лучший результат эстонского спортсмена составлял 28 очков, которые Яан Юрис получил в 2003 году.

• В серии этапов Кубка мира только одному финну удалось опередить Нурмасалу — Лаури Асикайнену, который набрал 50 очков.

• В девяти соревнованиях сезона Нурмсалу опередил всех финнов сборной, причем из девяти последних соревнованиях сезона — в восьми.

• Нурмсалу заработал 3950 швейцарских франков, т.е. 3251 евро призовых.

Нурмсалу не хватает процента жирности

Сразу после завершения последнего состязания сезона в Планице целую зиму следивший за весом своего тела Каарел Нурмсалу позволил себе то, что раньше ему было запрещено — отправился отведать пиццы: «Глазами можно было бы слопать сразу две-три пиццы, но одолеть удалось только половину. В течение двух следующих дней я налегал на мороженое, шоколад и жирную пищу, но на утро третьего дня организм больше не принимал непривычную пищу. На зав­трак я смог съеть всего пару листов салата».

Каарел Нурмсалу был разочарован: ждешь-ждешь счастливой поры, когда сможешь есть все, чего только душа пожелает, а тут вдруг раз тебе — и ничего не хочется.

И Нурмсалу решил установить для себя правило: он ест то, чего зимой нельзя, но в малых количествах. «Сжечь два-три лишних килограмма жира не проблема. Но вот если желудок растянется, заставить его опять ужаться — тяжелый труд».

На самом же деле немного жирку пойдет Нурмсалу только на пользу, поскольку зимой он состоит лишь из костей и мышц, обтянутых кожей. «Я даже не могу сказать, какой у меня процент жира. Когда его измеряют, то дважды аппарат конкретно указал «error» — мол извините, здесь какая-то ошибка, жир отсутствует».
 

Комментарии
Copy
Наверх