Мужской треп в присутствии одной прекрасной дамы

, театральный и кинокритик
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В этой компании самые откровенные разговоры ведутся на кухне. Слева направо: Гоша Куценко, Дмитрий Марьянов, Константин Юшкевич.
В этой компании самые откровенные разговоры ведутся на кухне. Слева направо: Гоша Куценко, Дмитрий Марьянов, Константин Юшкевич. Фото: Кадр из фильма

Новый фильм Виктора Шамирова «Игра в правду» — перенесенный на экран его же спектакль, с теми же четырьмя актерами: Гошей Куценко, Дмитрием Марьяновым, Константином Юшкевичем и Ириной Апексимовой.

Картина дает возможность блеснуть не только режиссеру и актерам, но и оператору Семену Яковлеву. Интерьер небогат: довольно заброшенная квартира холостого и аскетичного преподавателя физики, и оператор всеми силами стремится избежать ощущения, что перед нами — всего лишь снятая на пленку теа­тральная постановка.

Камера то следует за персонажами, то показывает их через кухонное окно (полная иллюзия того, что мы тайком подсматриваем за чужой жизнью), то забирается под потолок и оттуда дает крупный план медленно сближающихся рук героя и героини.

Театральность остается — да ее никто и не старается изгнать из фильма. Она в манере игры актеров — крупной, размашистой. Все трое наигрывают, но не фальшивят, а наигрыш оправдан тем, что друзья 20 лет назад были звездами студенческого КВН — еще того КВН, где выше всего ценилась импровизация, умение мгновенно выдать хлесткую реплику, на которую парт­нер просто обязан ответить не менее убойной репризой.

Обещал утку, а подал курицу

Встречаясь, эти трое мужчин, переживающих каждый по своему кризис среднего возраста, возвращаются в юность, буквально купаются в непринужденном трепе с постоянными розыгрышами и подставами. Хотя время изменило их. И не очень-то пощадило.

Марк (Марьянов) — вполне успешный бизнесмен, богач по меркам друзей, он напропалую хвастает костюмом от Дольче и Габбана, рубашкой от Армани (нечаянно залив ее майонезом переживает, будто случилось какое-то несчастье), часами неизвестно от кого, но очень крутыми. Хвастовство — попытка скрыть, что жизнь, в общем-то, не удалась: семья распалась, случайные связи совсем не радуют…

Геннадий (Юшкевич) — автодилер, он пытается впарить какую-то колымагу даже Толе (Куценко), хотя тот — типичный интеллигент, не сумевший встроиться в рынок, аутсайдер, который гордится своей неприкаянностью, ему не до тачки — хотя бы на еду хватило.

Геннадий тоже хвалится: крепкой семьей — 15 лет в браке, двое детей, на подходе третий. Но из его телефонного разговора с женой недвусмысленно выясняется, что он — жалкий подкаблучник, панически боится рассердить свою Полину.

Врут все. Даже Толя, которому, вроде бы, нечего скрывать, и он весь как на ладони, хорохорится: обещает подать к столу утку с яблоками, но утка оборачивается курицей, а яблоки — дички, подобранные во дворе.

Весь способ существования этих троих и есть курица, которую выдают за утку. Они знают друг друга как облупленных и все же пыжатся друг перед другом: лопни, но держи фасон! На то, чтобы сказать себе, как в «Утиной охоте» Вампилова, «а жизнь-то, в сущности, проиграна», пороху им не хватает. Хотя в каждом из трех есть черточки вампиловских персонажей, только до этого еще нужно докопаться.

Пока на экране трое мужчин, кажется, будто этот фильм — очередной мальчишник, что-то вроде комедий «Квартета И»: остроумный диалог и маловато действия. Дух театральной антрепризы вроде бы не окончательно выветрился из фильма, хотя это та редкая антреприза, за которую можно не краснеть. Герои пробуют веселиться, а в игре актеров вторым планом проходит грусть, усталость от того, что все повторяется, что молодость прошла, цель потеряна, жизнь кажется довольно бессмысленной штукой.

И если в том, как Дмит­рий Марьянов играет своего Марка, неожиданностей, в общем, немного, то Константин Юшкевич и Гоша Куценко временами просто пора­зительны. Особенно Куценко. За ним, к сожалению, тянется шлейф пустяковых ролей в непритязательных комедиях, из которых «Любовь-морковь» еще далеко не самая слабая. Но ведь есть у него еще и брутальный «красный Лоуренс» Блюмкин, мощно, хотя и абсолютно несправедливо, сыгранный в «Есенине», и серьезные мужики в не очень серьезных боевиках «Антикиллер» и «Параграф 78», и, наконец, Александр Блок в «Гарпастуме» Алексея Германа-младшего, роль, показавшая, как минимум, что актер имеет право на воплощение такого образа.

Гоша Куценко — актер очень крупного масштаба, и когда его не заставляют кривляться и паясничать (а Шамиров слишком серьезный режиссер, чтобы размениваться самому и разменивать актера на медные гроши), в его игре видны и боль, и трагизм, и намерение дать обобщенный образ интеллигента, оказавшегося в наше время на бобах.

А когда появляется женщина, Куценко — как и положено по сюжету — оттесняет партнеров и занимает цент­ральное место в трио.

Женщина-мечта в инвалидной коляске

Без женщины никак не обойтись. Тем более что в основу фильма положена комедия французского драматурга Филиппа Леллуша, следовательно, женщина должна присутс­твовать по определению.

От французского оригинала, правда, остались сама коллизия и две-три не самые лучшие реплики. Все остальное — придумано Шамировым и его актерами, французский сюжет перелицован на русский манер, характеры здесь абсолютно российские. Хотя насчет героини тут могут быть некоторые сомнения. Она — чуть-чуть условна, чуть-чуть над этими мужчинами, но в этом-то и суть!

Майя (Апексимова) — женщина-звезда, женщина-мечта. Когда-то все трое были влюблены в нее, чем эти влюбленности закончились, неясно — текст намекает на это довольно туманно, а может, кто-то или все четыре лгут. «Игра в правду» подразумевает откровенность, но ведь откровенность может обернуться и ложью.

Майя — инвалид. Когда-то разбилась на мотоцикле; друг, который был за рулем, погиб, женщина выжила, но передвигается в кресле-коляске.

Ее появление — шок. Не только для Марка и Геннадия, которым Толя преподнес такой жестокий «сюрприз». Но и для публики. Представьте себе: в коляске стройная женщина в длинном платье с голой спиной, манящая и эротичная. Каждое ее слово, каждое движение несет в себе такой заряд чувственности, что у мужчин кружится голова.

Добавьте к этому апексимовский немигающий взгляд, красивый низкий голос с хрипотцой и убедитесь — а это видно с самого начала — что эта женщина не только красива, но и обладает сильным характером. Она обольстительная и опасна… Ну, если мы уже упомянули Блока, пусть героиня Ирины Апексимовой будет блоковской Фаиной из «Песни судьбы».

А теперь поставьте себя на место Марка или Геннадия. Услышав, что Майя придет в гости, они вспомнили молодость, оба — мужчины неисправимы в любом возрасте — подумали: чем черт не шутит, может, сейчас мне удастся завое­вать ее…

Они растеряны, боятся заговорить с Майей, а когда говорят, то невпопад, нависает атмосфера неловкости…

И самое интересное в фильме — то, как мужчины преодолевают шок, и Майя становится для них намеком на то, что совсем не все еще потеряно, сохранился шанс, за который ты просто обязан зацепиться.

Правда, воспользоваться шансом может только один из трех. Тот, кому это нужно больше всех. Догадайтесь, кто.

«Игра в правду» — фильм для такого зрителя, который приходит в кино и чтобы посмеяться, и чтобы чуть-чуть всплакнуть, и, это главное, задуматься о жизни. О жизни вообще. И о своей.

В России сегодня делается не так уж мало таких картин. Просто они в наш прокат попадают достаточно редко.


«Игра в правду»

Россия, 2013

Комедия, мелодрама

Режиссер: Виктор Шамиров

Сценаристы: Виктор Шамиров, Гоша Куценко, Дмитрий Марьянов, Константин Юшкевич, Филипп Леллуш

Оператор: Семен Яковлев

В ролях: Гоша Куценко, Дмитрий Марьянов, Константин Юшкевич, Ирина Апексимова

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх