Юный стрелок из Вильянди избегает просить прощения

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вильяндиская школа Паалалинна в день, когда в ней случилась трагедия.
Вильяндиская школа Паалалинна в день, когда в ней случилась трагедия. Фото: Эльмо Рийг/Sakala

Психиатры, обследовавшие вильяндиского школьника Вахура, застрелившего свою учительницу, пришли к выводу, что состояние его здоровья позволяло давать отчет в своих действиях. Молодому человеку, не желающему объяснять свои действия общественности, предстоит дать объяснения суду.

Три месяца, проведенные под следствием, достаточный срок для того, чтобы разобраться в себе и прийти к ясности. Например, набраться смелости и объяснить происшедшее. Две недели назад газета Postimees обратилась к «школьному стрелку» Вахуру, находящемуся в больнице Тартуской тюрьмы, с просьбой хотя бы вкратце объяснить общественности случившееся.

Вопрос уже не в том, почему стрелял молодой человек. Вопрос в том, что он думает сейчас о случившемся. Могла ли ситуация сложиться иначе?

В письме, переданном Вахуру через адвоката Михкеля Гавера, мы писали, что хотим дать молодому человеку возможность наладить диалог, рассказать о своей позиции, объяснить случившееся, призвать к пониманию или, как принято в христианском мире, попросить прощения. Вахур, прочитав наше письмо, ответил твердым отказом.

«Он не хочет давать объяснения и не желает объяснять, почему не хочет этого делать. Я поддерживаю это решение и считаю, что в перспективе оно рациональное», – сообщил адвокат Гавер, встретившись 30 января с Вахуром в тюрьме.

Невысокие оценки по немецкому языку

С технической точки зрения расследование факта стрельбы в школе ничем не осложнено, если учесть то обстоятельство, что свидетелями случившегося 27 октября в вильяндиской школе Паалалинна на уроке немецкого языка стали четыре ученика. На их глазах сидевший впереди Вахур, на первый взгляд – без всякой причины, вытащил из портфеля револьвер и без предупреждения выстрелил в спину учительнице, которая в этот момент писала на доске.

Сама учительница не видела выстрела. Первая пуля попала в доску, и удивленная учительница стала было поворачиваться, но тут же упала. Следующие выстрелы были точными. Расстреляв весь барабан, Вахур на глазах у оторопевших одноклассников снова зарядил револьвер и посмотрел на них.

«Если сейчас кто-то дернется, с ним будет то же самое», –это была единственная угроза, прозвучавшая в тот день из уст Вахура. Молодой человек несколько раз нервно прошелся по классу и сел за парту.

Несколько секунд спустя одной из находившихся в классе девушек стало плохо, и она попросила разрешения выйти. Вахур позволил девушке покинуть класс и закрыл за ней дверь на ключ. Затем он послал SMS-сообщение знакомой девушке о том, что убил учительницу, и стал ждать. Дальнейшее общественности известно.

Мы точно не знаем, какие показания дал Вахур следователям, но сегодня мы все же можем ответить на вопрос, почему Вахур стрелял в учительницу Эне Сарап. По немецкому языку Вахур учился в основном на тройки-четверки, и, как полагала учительница, особых хлопот с этим учеником у нее не было. Несколько раз Вахур обращался к учительнице с просьбой дать ему возможность исправить оценку на более высокую, но известная своей строгостью Эне Сарап не шла ему навстречу.

Как утверждают, Вахура наказывали дома за плохие оценки. Например, ему приходилось пешком возвращаться домой, проходя 10 километров. Поэтому строгость учительницы молодой человек воспринимал как личную обиду. Когда он просил старшего брата помочь ему с немецким языком, каждый раз натыкался на отказ под тем предлогом, что это бессмысленно.

Вероятно, у Вахура родился план решить проблему кардинальным образом. За неделю до трагических событий он говорил друзьям, что убьет учительницу немецкого, но в тот момент никто не воспринял его угрозы всерьез, тем более что Вахур был тихим и замкнутым юношей.

События получили развитие в первый школьный день после каникул. Вахур выкрал из оружейного ящика принадлежащий отцу револьвер. Когда на перемене у Вахура спросили, какой урок он больше всего ждет, тот ответил, что урок немецкого языка.

Непринужденная атмосфера на уроке

Он специально оставил дома учебные материалы, рассчитывая, очевидно, спровоцировать конфликт с учительницей, но этого не случилось. Учительница стала интересоваться, кто чем занимался на каникулах. Атмосфера была веселой, урок уже подходил к концу, когда случилось то, что случилось.

«Мне жаль», – примерно такие слова произнес Вахур в тот же вечер во время первой беседы в полиции. Официальный допрос должен был состояться на следующий день.

Допрос пришлось отложить. За ночь вроде бы нормально мыслящий подросток изменился: он терзал матрас зубами и говорил, что слышит голоса. Много чего повидавшие следователи не поверили в то, что убить учительницу Вахуру приказал голос извне. Тем не менее молодой человек был направлен на психиатрическую экспертизу. Специалисты Тартуского университета, проведя комплексную экспертизу, пришли к выводу, что состояние здоровья Вахура позволяло ему давать отчет в своих действиях.

Следствие по делу о стрельбе в школе Паалалинна планируется завершить к весне.

Семья в шоке

Через четыре дня после случившегося семья Вахура через городскую управу Вильянди выступила с обращением: «Наша семья в шоке. То, что случилось в понедельник, не имеет объяснений, это большая трагедия. Вся наша семья выражает соболезнование близким учительницы Эне Сарап. Сейчас мы можем просить только об одном: чтобы к нам отнеслись с пониманием, не бередили душевную рану и позволили постараться найти ответ на вопрос, почему это случилось».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх