Франция арестовала российские активы по делу Магнитского

Яанус Пийрсалу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юрист инвестиционного фонда Hermitage Сергей Магнитский скончался в московской тюрьме 16 ноября 2009 года.
Юрист инвестиционного фонда Hermitage Сергей Магнитский скончался в московской тюрьме 16 ноября 2009 года. Фото: AP/Scanpix

На основании данных, полученных от Госпрокуратуры Эстонии, полиция Франции  начала уголовное расследование по делу о т.н. деньгах Магнитского, арестовав десятки миллионов евро, полученные через банки Эстонии, преимущественно через прежний банк Sampo. По заверению эстонской гос­прокуратуры, Эстония была, скорее всего, лишь перевалочным пунктом поступающих из России денег, а не пунктом назначения.

Как сообщили из фонда Hermitage, годами ведущего борьбу с российскими властями по делу о якобы похищенных 5,4 млрд рублей, международному объединению журналистов OCCRP, пишущих о коррупции и организованной преступности (в  сотрудничестве с которым в Postimees и публикуется данная статья), в феврале по требованию прокурора Ульрики Делоне-Вейс во Франции началось предварительное расследование. Цель – расследовать возможное отмывание денег и связанную с этим преступную деятельность во Франции,  в Люксембурге и Монако.

В банки переведено

не менее 37 миллионов

На основании информации, полученной через посредничество журналистов OCCRP, можно утверждать, что французского прокурора сподвигли к действию полученные от Госпрокуратуры Эстонии данные, согласно которым, предположительно зимой и весной 2008 года из банка Eesti Sampo (эстонский филиал Danske Bank) и Hansapank (дочернее предприятие Swedbank Grup, с 2009 года – Swedbank) в банки Франции и Люксембурга перечислено не менее 37 миллионов евро сомнительного происхождения.

Эти деньги якобы имеют отношение к «делу Магнитского» – так с подачи России именуют случай Магнитского в международных СМИ.

Теперь большая часть этих денег заморожена на банковских счетах Франции, Люксембурга и Монако. Кроме того, имущество, купленное на сомнительные средства, также арестовано.

«Аресты во Франции во многом стали возможны благодаря хорошей работе прокуроров Эстонии», – сказал независимый репортер московского еженедельника «Новая газета» Роман Анин, уже несколько лет занимающийся делом Магнитского.

Все замороженные сомнительные счета принадлежат одной бизнесвумен родом из России и связанным с ней фирмам. Postimees известно имя этой гражданки, побывавшей в начале следствия под коротким арестом, и названия ее фирм, однако в интересах следствия, ведущегося во Франции, их обнародование OCCRP не считает возможным.

По данным Коммерческого регистра Эстонии, эта женщина не имеет отношения ни к одной из местных фирм. Через Эстонию деньги направлялись на ее счета в Европе спустя какое-то время.

Под делом Магнитского подразумевается похищение из госбюджета России 5,4 миллиарда рублей (по тогдашнему курсу 155 миллионов евро) под видом возврата переплаченного в 2007 году налога на прибыль. Пропажу денег выявил юрист одного из крупнейших инвестиционных фондов России Hermitage Capital Сергей Магнитский, который обнародовал имена работников правоохранительных органов, имеющих, по его мнению, отношение к делу.

Однако те самые милицейские чины на основании вымышленных обвинений арес­товали Магнитского, и в ходе предварительного следствия он скончался в тюрьме в 2009 году.

Это послужило причиной большого политического скандала, вследствие которого США и Европейский союз составили «черный список» российских чиновников, имеющих причастность к смерти Сергея Магнитского, что, в свою очередь, обострило отношения России и Америки.

Уже более четырех лет назад журналисты нескольких государств объединили свои  усилия в поиске следов т.н. денег Магнитского. Деятельность OCCRP направлена на то, чтобы по принципу «follow the money» («следи за передвижением денег») выявить тех, кому было выгодно похитить налоговые деньги, что в условиях новейшей истории России можно назвать довольно необычным явлением.

Деньги прибыли из Молдавии

Общими усилиями журналис­там удалось также выяснить, что в банки Эстонии вышеназванные российские деньги Магнитского поступали через банки Молдавии. Так, например, установлено, что за короткий период (в течение одной-двух недель) в феврале 2008 года из одного молдавского банка через два счета было переведено 8,3 миллиона долларов в банк Sampo, а через другой счет – 5,6 миллиона долларов в Hansapank.

В общей сложности в Эстонию сделано не менее 19 денежных переводов, которые фонд Hermitage и журналисты OCCRP связывают с похищенными в рамках «дела Магнитского» деньгами.

Два с половиной года назад по просьбе представителя Hermitage вышеупомянутыми переводами занялась Госпрокуратура Эстонии и на основании расследования пришла к следующим выводам.

Во-первых, Эстония не была конечным пунктом назначения для переводов из Молдавии, поскольку большая часть этих денег впоследствии была переведена с эстонских счетов в третьи страны.

Во-вторых, IP-адреса компьютеров, которые использовались для осуществления денежных переводов через интернет-банк, по данным эстонской госпрокуратуры, находятся в России.

Единственным предполагаемым моментом причастности эстонских банков к делу Магнитского можно назвать то обстоятельство, что большинство фирм из нескольких свободных от налогообложения регионов мира, которые представляли граждане зарубежных государств, открывали счета в банках Эстонии и эти счета использовались для перемещения денег, которые интересовали фонд Hermitage.

Комментарии
Copy
Наверх