«Экипаж»: «Извините меня, что по морде вам дал не я, а он» (2)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Леша Гущин (Данила Козловский) в экстремальной ситуации.
Леша Гущин (Данила Козловский) в экстремальной ситуации. Фото: kinopoisk.ru

Почти что в финале, когда не очень мягкая посадка состоялась и вопреки всем законам физики экипаж сумел выполнить свою куда более невыполнимую, чем в фильмах с Томом Крузом, миссию, за кадром звучат казенные, но, в сущности, верные слова: «С риском для жизни, сумев спасти российских и иностранных граждан…».

Уже ждешь, что после этой тирады прозвучит: «представлены к ордену „За заслуги перед Отечеством”» – по всем критериям герои фильма Николая Лебедева этого достойны. Но тут картинка с ничего не говорящих лестничных пролетов переходит в кабинет руководства не названной частной авиакомпании – и оказывается, что идет не чествование героев, а разбор полетов (в самом прямом смысле, но и в переносном – тоже), и командиру корабля Зинченко и пилоту-стажеру Гущину светит увольнение за грубейшие нарушения неизвестно чего.

Советское и российское

Это только фигура речи –  «победителей не судят». Здесь победителям достается по самое не могу. И в этом отличие «Экипажа» Николая Лебедева от снятого в 1979 году первого советского фильма-катастрофы Александра Митты. А вовсе не в том, что за 37 лет техника кинематографа сделала колоссальный шаг вперед, и в формате 3D с поразительным правдоподобием снято, как с гор сначала медленно, а затем все больше ускоряясь, вулканическая лава накатывается на аэропорт вымышленного острова Канвуу, как рушатся постройки и взрываются самолеты, как тяжелый «боинг» взлетает по объятой огнем полосе и – самый хит – как в воздухе, набившись в плетеную корзину, люди переправляются по тросу из одного самолета в другой.

Весь экшн сделан великолепно; напряжение нагнетается, стоит избежать одной смертельной опасности, как возникает другая. Это немного напоминает начало, когда сдающему экзамен на авиасимуляторе Гущину непреклонный Зинченко подбрасывает все новые вводные, одну сложнее другой: чтобы сбить спесь с парня, который, конечно, пилот от бога, но строптив, привык рубить правду-матку в глаза начальству и оттого характеристики у него с прежней службы – хуже некуда. Вот только на тренажере твоя ошибка повредит лишь карьере, а за штурвалом реального самолета от тебя зависят десятки жизней.

Тупо переснять фильм Митты, обогатив его только современными техническими возможностями, было бы бессмысленной затеей. От «Экипажа» 1979 года сохранено лишь то, без чего не обойтись: два пилота – опытный и молодой; любовная история (которая в 2016 году, как ни странно, сделана куда более безмятежно и целомудренно) и, разумеется, сама катастрофа.

Митта, как он сам признавался, снял героическую сказку на современный лад. Три героя, которых сыграли Георгий Жженов, Анатолий Васильев и Леонид Филатов, были преобразившимися в советских людей Ильей Муромцем (справедливый и невозмутимый), Добрыней Никитичем (очень положительный, но с грустью во взоре и неясными проблемами в частной жизни) и Алешей Поповичем (легкомысленный, большой ходок, но готов за Отечество жизнь положить). А стюардесса Александры Яковлевой – красной девицей, добыть которую ох как непросто! Сам же подвиг – битвой богатырей со Змеем Горынычем, изрыгающим пламя.

Сегодняшнее российское кино в принципе куда хуже справляется с лепкой объемных характеров. У Митты был целый букет боковых линий, конфликты развертывались на очень человеческом и знакомом уровне – чего стоила одна стервозная жена героя Васильева, которая жаловалась начальству на мужа: «Он циник. Аэрофлотовскую кокарду называет курицей, а день получки – днем авиации!».

Лебедев сильно уступает Митте в реализме характеров и взаимоотношений, а также в умении элегантно вывести картину на любимый народом мелодраматический финал, но настолько же превосходит его в умении передать социальную природу конфликтов в обществе, где подвиг обесценен, а деньги правят всем, где омерзительный олигарх, роль которого убедительно сыграл Дмитрий Золотухин, откровенно мстит только что совершившему подвиг Гущину за то, что взрывной и не признающий авторитетов парень незадолго до того съездил олигарху по морде.

Два супермена и ледяная красавица

В фильме 1979 года пилоты-супермены получали за свой героизм заслуженное признание. В наше время, будь ты хоть какой супермен (а Данила Козловский и Владимир Машков играют именно суперменов) и какие чудеса героизма ни проявляй, все равно окажешься в полной зависимости от абсолютного дерьма, у которого на банковском счету сотни миллионов.

В современном фильме недостаточно убедительно разработанные характеры компенсируются харизматичностью актеров-звезд. Наполняя роли своим личностным содержанием, они договаривают за режиссера и сценариста то, что те упустили.   Владимиру Машкову (Зинченко) и Даниле Козловскому (Гущин) играть в фильме дано не так уж много, но играют они так, что глаз не отвести.

Суровый Зинченко поначалу видит в Гущине дешевого пижона, который любит показать, какой он крутой пилот – а в пассажирской авиации этого не требуется, пассажиры не оценят картинно резкого отрыва от полосы, скорее – напугаются и станут верещать. Но очень скоро Зинченко становится ясно, что Гущин – редкостный талант: он может пижонить и дерзить в спокойной обстановке, но чем сложнее ситуация, тем  хладнокровнее и быстрее соображает.

Разница между двумя пилотами, собственно, в том, что Зинченко постсоветская действительность уже обтесала, он хорошо знает, что лезть на рожон бессмысленно и опасно, а Гущин, может, и испытал это на собственной шкуре, но ни за что не станет изменять своему характеру. Отца Гущина, старого авиаконструктора на пенсии, играет Сергей Шакуров, и так играет, что перед глазами объемно встает судьба его героя. В молодости, наверно, был таким же правдолюбцем, как его сын, сейчас остался не у дел. Актерский ансамбль в фильме – фантастический. Даже маленькие роли исполняют первоклассные актеры. Жена Зинченко – Елена Яковлева. Директор авиакомпании – Сергей Газаров.

Вот только героиня подкачала. Александру (Агне Грудите) создатели картины сделали не стюардессой,  а пилотом. (Не знаю, есть ли сейчас в авиакомпаниях женщины-пилоты, но верится в это меньше, чем в совершенно невероятные кадры воздушных приключений!) Грудите играет Снежную королеву, ледяную красавицу, которой приходится быть холодной и неприступной, чтобы доказать свое право летать. Заморозили ее героиню до крайней степени – и то ли ей нечего играть, то ли Грудите актриса, мягко говоря, очень средняя.

Но так как «Экипаж» в первую очередь – спецэффекты, а во вторую – честная и горькая социальная критика, не будем придираться к тому, что одна-единственная роль получилась слабее остальных. В конце концов, такие картины рассчитаны в первую очередь на подростков, а они будут вполне довольны, что великолепный герой и красивая блондинка в финале соединят свои судьбы.

P.S. Фразу, вынесенную в заголовок, произносит Зинченко, обращаясь к владельцу авиакомпании. К сожалению, в наше время эти слова – максимум, что может себе позволить порядочный человек.

Комментарии (2)
Copy

Ключевые слова

Наверх