О бедном водиле замолвите слово

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Говоря об отмене платы за проезд в общественном транспорте, постоянно ссылаются на интересы пассажиров. Но автобус сам не едет, им управляет водитель, у которого проблем меньше не станет.
Говоря об отмене платы за проезд в общественном транспорте, постоянно ссылаются на интересы пассажиров. Но автобус сам не едет, им управляет водитель, у которого проблем меньше не станет. Фото: Scanpix/Postimees

Опрос населения об отмене в Таллинне платы за проезд в общественном транспорте подтолкнул водителей рассказать о тех проблемах, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной работе.

Естественно, на условиях анонимности, поскольку им еще работать, а реакция руководства на говорливость подчиненных может оказаться непредсказуемой. К самой идее отмены платы за билеты водители относятся спокойно. Правда, им хотелось бы иметь в качестве пассажиров нормальных людей, а не бомжей и асоциалов. Сделать это можно, к примеру, увеличив плату за парковку в центре города, что вынудит приличных пассажиров пользоваться общественным транспортом. В противном случае еще одной головной болью у водителей станет больше.

Какое уж тут здоровье!

По словам общавшегося с «ДД» водителя, сегодня, работая на большом автобусе с гармошкой, он получает около 1000 евро в месяц грязными: «Парадокс, но до того как объявили, что наши зарплаты поднимаются, мы получали немного больше. Но руководство объяснить причин этого не может».

Зато водителю всегда найдется на что потратить деньги. Хотя бы привести в порядок здоровье, страдающее от постоянной нервотрепки. А конфликтных ситуаций хватает. В транспорте запрещено дебоширить, есть, распивать напитки – безалкогольные тоже. В ответе за порядок - водитель, который должен следить и за тем, что происходит в салоне. Как отреагирует на замечание пассажир, предсказать сложно, иногда доходит до драки.

Так, в прошлом году произошла история, когда водителю автобуса сломали руку: «Видимо, он с кем-то крепко поскандалил, вот ему и припомнили. Приехал на конечную, остановился и заметил, что в голову что-то летит. Рефлекторно подставил руку, удар пришелся на нее. То ли кусок трубы был, то ли еще что-то тяжелое. Водитель заработал открытый перелом».

Дополнительных страховок водителям общественного транспорта, в отличие, например, от дальнобойщиков, не делают. И в свете возможной отмены платы за проезд вопрос безопасности стоит достаточно остро. Однако на вопрос «ДД» о том, не планирует ли руководство Таллиннского автобусного объединения (ТАК) провести курсы самообороны для своих работников или как-то вооружить их, руководитель по связям с общественностью предприятия Сирье Рохт сказала, что ТАК продолжит выполнять свои повседневные обязанности в обычном режиме.

Водитель же уверен, что спасу от бомжей в бесплатном транспорте не будет. «Сегодня я еще могу выставить их из-за того, что они едут без билета, а этого аргумента у меня не останется. Вызывать МуПо или обычную полицию, как советует руководство, почти бесполезно. Я как-то звонил муниципалам, когда невозможно было подъехать к остановкам, поскольку там парковались машины. Назвонил на 200 крон, которые мне никто не вернул, а результат нулевой».

Ты меня не уважаешь? Я тебя тоже

То, что творится на наших дорогах, как в плане уборки, так и в плане культуры общения, наш собеседник не может описать. Водители машин не уважают общественный транспорт. С 1 июля 2011 года вступил в силу новый Закон о дорожном движении. В нем появился пункт, согласно которому машина больше не обязана уступать дорогу отъезжающему от остановки автобусу или троллейбусу.

«Все прочитали или услышали эту половину фразы, но не посчитали нужным ознакомиться с продолжением, – говорит водитель. – А там говорится, что не нужно уступать, если скорость движения больше 50 километров в час. В городе – это 70 километров в час, которые у нас разрешены только на Ярвевана, на Палдиском шоссе, да в ласнамяэской канаве. На остальных улицах все по-прежнему».

Про подрезания и непонятные перестроения говорить можно много. А отвечать за упавшего пассажира, если пришлось резко тормозить перед неожиданно вынырнувшим впереди автомобилем, за обрызганных и задетых на дороге приходится самому водителю: руководство ТАК редко встает на сторону работника. Лишает премий, заставляет оплатить счет из химчистки, выставленный обрызганным пешеходом, мелкий ремонт. Для собственной защиты шоферы начали ставить себе видеорегистраторы, чтобы после демонстрировать записи инцидентов, доказывая собственную невиновность.

Все для общества, все для людей

Одна из претензий водителя касалась того, как плохо и хитро в Таллинне чистят дороги. Машины разгребают основные трассы, а остановки остаются заваленными и скользкими. Сирье Рохт отметила, что у автобусного объединения есть договор с Коммунальным департаментом, а потому в случае каких-то проблем ТАК связывается с ним.

«Сугробов на остановках столько, что из четырех дверей я могу открыть в лучшем случае три. В прошлом году на площади Вабадузе пришлось открывать только две. Пассажиропоток большой. Люди ругаются. Но высаживать их в снег я не могу. Претензий будет еще больше», – парирует водитель.

Все это отражается на здоровье водителя. Но кого это волнует? На ряде линий нет возможности воспользоваться туалетом или помыть руки и набрать воды. Ознакомившись со списком переданных нам маршрутов, Рохт сообщила, что это ложная информация: «На всех конечных остановках линий, которые обслуживает ТАК, обеспечена возможность пользоваться туалетом. Например, на одной остановке можно сходить в соседнее отделение полиции, в других местах установлены переносные туалеты. Поэтому наши водители в подъездах нужду не справляют».

Наш собеседник реагирует на ответ своего руководства живо: «Да, туалеты есть. На Сютисте-теэ можно сходить в старую сторожку. У меня десять минут. Полторы минуты туда, полторы обратно, найти человека с ключом... Все это время автобус без присмотра. То же самое в полиции: как я объясню, кто я такой и зачем пришел? На улице Сели стоит биотуалет, но заходить туда опасно. Двери открыты постоянно и для всех: представьте, что там происходит летом. Мы, мужчины, еще как-то можем решить свои проблемы, а что делать женщинам?»

Кто будет возить нас бесплатно?

Непонимание между водителями и руководством ТАК часто становится причиной того, что люди увольняются. Водитель говорит, что в парке выдерживают лишь люди старой, советской, закалки. Молодежь бежит, не задерживаясь. Но ведь ТАК проводит курсы, обучая профессии водителя автобуса. Почему бы не учить людей бесплатно, обязывая их после отработать как минимум лет пять?

По словам Рохт, сегодня у них работают 985 человек – это не только водители, но и целая армия представителей вспомогательных служб и администрация. Постоянные вакансии есть только для водителей, и их могут принять на работу хоть сегодня.

«Проводить бесплатные курсы мы не планируем. Раньше мы предлагали льготы в оплате при условии, что человек хорошо учился и поступил на работу на предприятие. Но сегодня этого нет», – сказала Рохт.

Это лишь вершина айсберга, и о проблемах общественного транспорта можно написать целую книгу. Поможет или навредит людям отмена платы за проезд, лично я судить не берусь. Очевидно, что пассажиры хотя бы могут рассчитывать на бесплатную доставку из пункта А в пункт Б. Как это отразится на водителях – увидим.

Комментарии
Copy
Наверх