Некоммерческие объединения успешно ведут бизнес

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: Pm

Некоторые некоммерческие объединения Эстонии получили в прошлом году
более 100 000 евро чистой прибыли.

Знакомство с прошлогодними отчетами третьего сектора показывает, что многие некоммерческие объединения завершили прошлый 2011 хозяйственный год с прибылью. По материалам отчетов, основным финансистом гражданского общества является публичный сектор.

По состоянию на начало июля в Эстонии было зарегистрировано примерно 28 600 некоммерческих объединений и 730 целевых учреждений (ЦУ). Централизованной статистики о них в Эстонии нет. Для того чтобы получить обзорную картину о хозяйственном состоянии некоммерческого сектора Postimees системно изучил отчеты входящих в состав Союза некоммерческих объединений и целевых учреждений (EMSL) организаций за 2011 год.

Живут по принципу, что бог пошлет
В EMSL входит более ста организаций, большинство из которых представили корректные отчеты о хозяйственной деятельности за прошлый год. 15 объединений еще не опубликовали свои отчеты. Кроме того, в составе EMSL есть несколько небольших организаций, которые в 2011 году никакой хозяйственной деятельностью не занимались.

Из опубликовавших свои отчеты членов EMSL примерно две трети имели в 2011 положительный баланс, а одна треть — отрицательный.

Общее впечатление такое, что большинство организаций, особенно небольшие, живут по принципу, что бог пошлет, т.е. сколько им удастся получить в течение года грантов и пожертвований, они тратят в течение того же года, не планируя денег на долгосрочные программы и не делая никаких особых резервов на будущее.

Правда, есть и исключения: некоторые завершили год с прибылью превышающей 100 000 евро. Но в то же время у некоторых других организаций возникли проблемы с ликвидностью при выплате возвратных платежей по кредитам и тем, «что бюджеты последних лет составлялись слишком оптимистичными и не подкрепились реалиями».

Менее десяти сотрудников
Годовые обороты членов Союза некоммерческих объединений и целевых учреждений были в диапазоне от пары тысяч евро до пары миллионов евро. Примерно половина организаций имела годовой оборот более 100 000 евро, вторая половина — меньше 100 000 евро.

У подавляющего числа объединений менее десяти работников, больше сотрудников может себе позволить только каждое десятое из них. Правда, в годовых отчетах приведены расчетные данные, в которых число работников перерассчитано на полный рабочий день. В реальной жизни в подобных организациях много людей работает с частичной загрузкой в качестве, например, руководителя проекта или активиста.

Большинство объединений приводит в отчетах также и расходы на заработную плату, но содержание этой статьи расходов может быть разным и включать, например, гонорары внештатных экспертов и т.п. Поэтому провести сравнение, в каких организациях работникам платят больше или меньше, невозможно.

Достаточно много и таких объединений, у которых вообще нет работников на зарплате, а всю работу выполняют руководители и добровольцы. Это показывает одно из типичных проблем третьего сектора Эстонии — объединения маленькие, и у них много сил уходит на то, чтобы просто поддержать существование организации.

Оптимальный размер объединения зависит и от области деятельности. Местное сельское и городское районное общество, которое занимается только делами своего региона, и не должно быть большим и иметь несколько десятков членов. Самыми крупными организациями с большим числом работающих из членов EMSL являются те, которые занимаются смягчением проблем в социальной сфере.

Основной источник — пособия и гранты
На основании годовых отсчетов можно сделать вывод, что основной источник финансирования деятельности некоммерческих объединений — это пособия и гранты государственных учреждений и публичного сектора. Поступать средства могут либо напрямую, либо через какой-то целевой фонд гражданского общества.

Для занимающихся местными проблемами организаций важную роль играют пособия, поступающие от местных самоуправлений.

Что касается средств из госбюджета, то важную роль тут играют ЦУ с участием государства, которые перераспределяют большую часть полученных ими средств. Госконтроль еще никогда не занимался всеобъемлющей проверкой финансирования третьего сектора.

Самые большие объединения могут получать средства на свою деятельность также из фондов и по проектам ЕС, а также из, скажем, Норвегии и Швейцарии.

Среди членов Союза некоммерческих объединений и целевых учреждений есть организации, для которых сбор пожертвований на проведение деятельности играет явно третьестепенную роль и которые вполне могут сформировать свой бюджет из доходов от оказания услуг, т.е. они вполне могли бы успешно функционировать и в качестве коммерческих объединений.

Что касается ясности с поддержкой спонсоров и донаторов, то в разных организациях она резко разнится.

67 целевых учреждений с участием государства
Согласно правилам, публикация таких деталей финансирования является сугубо добровольным делом, поэтому получить прозрачный обобщающий обзор по этому вопросу сложно, если не невозможно. Есть отчеты, в которых не указано ни одного спонсора, а в некоторых полностью приведены все подробности.

Крупными предприятиями некоммерческого сектора Эстонии можно считать целевые учреждения с участием государства, которые отнести к учреждениям третьего сектора можно лишь условно.

Речь идет об организациях, годовой оборот которых составляет десятки миллионов евро, а то и даже больше. В прошлом году, например, оборот ЦУ Клиникума Тартуского университета превысил 114 миллионов евро, а работает там на полную ставку более 3000 человек.

Такие организации как целевое учреждение Archimedes или целевое учреждение Innove, в каждом из которых работает около сотни работников и основной деятельностью которых является перераспределением средств полученных от государства и Европейского Союза, наверно будет правильнее назвать инструментом политики публичного сектора, чем организациями третьего сектора.

По данным портала eesti.ee, на данный момент в Эстонии действует 67 целевых учреждений с участием государства. Среди них, разумеется, гораздо больше организаций с менее масштабной деятельности, чем у тех, о которых говорилось выше.

Более естественно выглядят в третьем секторе творческие союзы, которых, по данным Министерства культуры, у нас 15. Например, отчет Союза писателей демонстрирует экономное ведение хозяйства в прошлом году, что позволило завершить с год с нулевым балансом.

В той же хозяйственной весовой категории действовал и Центральный союз профсоюзов, который, правда, завершил прошлый хозяйственный год с убытками в размере более 60 000 евро.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх