В России становится все больше критически настроенных людей

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Свой доклад Илья Яшин сопроводил фотографиями, которые запечатлели, как российская полиция применяет силу во время митингов оппозиции.
Свой доклад Илья Яшин сопроводил фотографиями, которые запечатлели, как российская полиция применяет силу во время митингов оппозиции. Фото: Пеэтер Ланговитс

Оппозиционер Илья Яшин считает, что Россия станет демократической страной или исчезнет.

Российский оппозиционный деятель Илья Яшин, побывавший на прошлой неделе в Эстонии, сказал в интервью Postimees, что политические перемены в России неизбежны и режим Путина держится в основном за счет силовых методов.

Со стороны кажется, что до 6 мая прошлого года царили довольно активные протестные настроения, но затем они пошли на спад, в ход пошли репрессии. Какова ситуация на самом деле?

Россия большая страна. Восстановление демократии в такой большой стране — это марафон, хотя многим казалось, что это спринт: идешь на один митинг, затем на другой, все жулики и воры разбегаются. Это марафон, и очень важно распределить нагрузку, чтобы дыхания хватило до финиша.

Да, мы испытали определенное разочарование в марте прошлого года, когда Путин вновь стал президентом. 6 мая ситуация в России была опасной: против людей было применено насилие, их арестовывали. И эта опасность сохраняется до сих пор.

Но тенденция, как мне кажется, имеет историческое значение. Нарастание критической недовольной массы в России имеет неизбежный характер. Причины, которые вывели людей на улицы, никуда не делись, и власть борется не с причинами протеста, а с протестующими, что, на мой взгляд, является большой ошибкой Путина и его ближайшего окружения.

Готово ли российское общество к переменам?

Мне кажется, что спрос на перемены в российском обществе не только уже созрел, но и перезрел. Это новое поколение, поколение горожан, которые ощущают внутреннюю свободу. Они привыкли, что могут свободно выбирать мобильные телефоны, свободно пользоваться Интернетом, но они не понимают, почему они не могут свободно выбирать, когда дело касается правительства.

В своем докладе вы говорили, что прежде всего необходимо гражданское общество, а не очередной культ харизматичного вождя. Но чтобы осуществить политические перемены, нужны все же лидеры. Кто мог бы стать наиболее вероятным лидером открытой России?

Ситуация может измениться в любую минуту. Но, говоря объективно, сейчас самый авторитетный оппозиционный лидер Алексей Навальный. Это стало возможным как благодаря его личным качествам и харизме, так и реакции правительства на его деятельность и бесконечным криминальным разбирательствам.

Но, повторю, ситуация может измениться — сегодня Навальный, а завтра может появиться кто-то другой. Это функциональный вопрос — кто станет тем человеком, который организует процесс.

Крайне важно, чтобы мы не связывали с кем-то чрезмерные ожидания и не воспринимали лидера как человека, который сделает работу за других. Признавая кого-то лидером, нельзя снимать с себя личную ответственность за происходящее в стране. Это относится как к активистам, сторонникам оппозиции, так и обычным гражданам.

Сегодня (в прошлый четверг. — Ред.) Навальному предъявили очередное обвинение. Как может развиваться дело в дальнейшем?

Сегодня заведено уже пятое уголовное дело. Его брат объявлен невыездным, скоро начнут обвинять и его родителей. Конечно, тяжелее всего, когда не только на тебя оказывают давление, но когда это касается и твоих родственников.

Мне самому пришлось это пережить, когда в квартире моих родителей проводились обыски. Я не исключаю, что появятся новые уголовные дела, но я не очень понимаю, на основании чего их могут выдумать.

Понятно, что эти криминальные дела сфабрикованы, созданы на пустом месте. Такова их цель — похоронить Навального под уголовными делами, чтобы он не занимался ни чем другим, а только защищал самого себя, легально убрать его с политической площадки, лишив его права и возможности куда-либо баллотироваться.

Несмотря на противостояние западных стран, в российских офисах неправительственных организаций продолжают проводить обыски, ссылаясь на т.н. закон об «иностранных агентах». Как далеко это может зайти?

Многие сотрудники неправительственных организаций вынуждены были уехать, опасаясь преследований и криминальных разбирательств. Начались аресты. Честно говоря, властям будет нелегко исправить эту ситуацию (объяснить происходящее Западу. — Ред.). Очевидно, поставлена задача развалить всю сеть неправительственных организаций, и я опасаюсь, что эта задача будет реализована, даже несмотря на реакцию Европы.

Можно ли принятие в США «списка Магнитского» рассматривать как начало более сильной реакции Запада на внутриполитическую ситуацию в России?

Администрация США и Белый дом, как я знаю, отнеслись крайне скептически к «списку Магнитского». Главную роль при принятии акта Магнитского сыграли, несомненно, Владимир Путин, его окружение и агрессивные нападки на неправительственные организации США в России.

Американцам не оставалось ничего другого, как принять акт Магнитского. Путин умеет испортить отношения с зарубежными лидерами, и принятие акта Магнитского в США является демонстрацией некомпетентности российской дипломатии.

Сколько времени может уйти на то, чтобы перемены коснулись правительства?

Перемены в России неизбежны, и крайний срок для самого плохого сценария — 2024 год (по Конституции срок пребывания Путина у власти, если он еще раз будет избран, закончится в 2024 году. — Ред.). Легитимность Путина тает,  и чтобы сохранить власть, он вынужден использовать методы давления. Тенденция очевидна: Россия станет демократической страной или перестанет существовать.

Как вы прокомментируете выросший интерес России к заключению эстонско-российского договора о границе? Складывается впечатление, что отношения между двумя странами налаживаются.

Российское руководство опасается применения санкций к российским коррупционерам со стороны европейских стран и заинтересовано в безвизовом режиме с Евросоюзом. Отсутствие договора о границе с Эстонией является камнем преткновения. Российское руководство заинтересовано в решении это проблемы.

В то же время мне кажется, что российская власть начинает оказывать на Эстонию давление. Принято считать, что такую небольшую страну можно заставить принять решения, выгодные российскому руководству. Это ошибка, Эстония доказала, что внешнеполитический шантаж — это не метод ведения диалога.

Илья Яшин

•    Родился 29 июня 1983 года в Москве

•    Образование: политолог

•    С 2000 по 2008 был членом партии «Яблоко», руководителем московского «Молодежного Яблока». В 2005—2008 годах — лидер общероссийского «Молодежного Яблока»

•    В декабре 2008 года примкнул к оппозиционному российскому общественно-политическому движению «Солидарность»

•    Член Партии народной свободы («РПР-ПАРНАС») с 2010 года

•    Член гражданского движения в защиту свободы собраний в России «Стратегия 31»

Источник: Википедия

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх