Испания ищет свет в сумерках ЕС

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Премьер-министру Испании Хосе Луису Родригесу Сапатеро не доверяют 72 процента испанцев.
Премьер-министру Испании Хосе Луису Родригесу Сапатеро не доверяют 72 процента испанцев. Фото: Reuters/ScanPix

Испании — новой председательствующей стране Европейского Союза — несмотря на собственные трудности, в первом полугодии придется наводить порядок в институциональных дебрях европейского аппарата.


Согласно Лиссабонскому договору, вступившему в действие в конце прошлого года, предстоит провести большие изменения в трех главных институтах — парламенте, комиссии и совете, которые только усилили хаос в разбалансированном после расширения Евросоюзе.



Для эффективного функционирования ЕС с его 27 странами необходимы хорошо работающие и сбалансированные институты.



У молодежи нет надежды

В связи с этим Испании как председательствующей стране предстоит пережить трудный переходный период, в ходе которого начнут вырисовываться новые силовые линии, связывающие разные институты власти.



Задача Испании, принявшей 1 января эстафетную палочку от Швеции, еще труднее, поскольку внимание государств, представляющих самую мощную экономическую силу мира, направлено на обеспечение собственной стабильности. Для этого им придется решить множество накопившихся политических и социальных вопросов, а также реанимировать экономику.



Всемирный финансово-экономический кризис больно ударил и по Испании, которая переживает самый тяжелый за последние 70 лет период спада — в прошлом году здесь был самый высокий уровень безработицы в ЕС.



В декабре он поднялся до 25,4 процента — это значит, что примерно 4 миллиона испанцев лишены каждо­дневного хлеба. Только за последний год в стране появились 800 000 новых безработных, причем более трети из них — 25-30-летняя молодежь, не имеющая возможности ни учиться, ни работать.



Безусловно, последний год был для премьер-министра из числа социалистов Хосе Луиса Родригеса Сапатеро самым трудным. Как показали последние опросы, 72 процента испанцев не верят в главу правительства, однако находящаяся в оппозиции консервативная Народная партия еще менее популярна из-за коррупционных скандалов.



С экономическими трудностями борется не только Испания — удары сыплются на все страны ЕС. Поэтому Сапатеро заявил, что приоритетом Мадрида является усиление надзора над экономическими и финансовыми институтами Европы. По его словам, недостатки финансовой регуляции во многом сыграли роль катализатора в глобальном спаде экономики.



К разговорам же Сапатеро об урегулировании ближневосточного конфликта и роли лидера в борьбе с глобальным потеплением больше никто всерьез не относится. Особенно после климатической конференции в Копенгагене, где стало ясно, что США и Китай в этом вопросе не прислушиваются к предложениям Евросоюза и предпочитают решать проблему в двустороннем порядке.



Усердная Испания

Следующий год станет для Евросоюза годом поиска, а наведение порядка в институтах объединения, изменившихся в связи с договором о реформах, потребует немало сил. Можно сказать, что ЕС все чаще заглядывает внутрь себя и пытается понять, как проявится новый уклад с изменившейся динамикой.



Поэтому от выбранного президентом ЕС бельгийца Хермана ван Ромпея и оказавшейся на посту верховного представителя Евросоюза по внешней политике и политике безопасности, британки Кэтрин Эштон не следует ожидать связной и дальновидной внешней политики.



Пока рано строить предположения насчет того, как будут складываться отношения Ромпея и Эштон с руководством Испании, однако перед Рождеством министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос дал понять, что Мадрид намерен поддержать Ромпея.



И, несмотря на то, что Моратинос громко говорил о сотрудничестве, а не о конкуренции, до сих пор без ответа остается вопрос: как Мад­рид намеревается добиться главной цели процесса изменения Евросоюза — сбалансировать задачи и компетенцию его институтов.



При этом следует помнить, что недавно созданное место президента ЕС значительно умаляет влияние и роль председательствующей страны.



Но, судя по всему, Испания относится к своему статусу председательствующей страны с энтузиазмом. Возможно, даже с чрезмерным — испанский госсекретарь по делам Евросоюза Диего Лопес Гарридо пообещал провести 3000 официальных встреч и установить тем самым рекорд для Книги Гиннесса.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх