Новый закон позволит душевнобольным разгуливать на воле

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Людей, совершивших преступление и признанных невменяемыми, сейчас отправляют в Ямеяласкую психбольницу.
Людей, совершивших преступление и признанных невменяемыми, сейчас отправляют в Ямеяласкую психбольницу. Фото: Эльмо Рийг/Sakala

Eсли сейчас суд отправляет людей, совершивших преступление и признанных невменяемыми, в Ямеялас­кую психбольницу, то новый законопроект направлен на то, чтобы оставлять часть из них на свободе.



По словам руководителя Эстонского объединения пациентов Пилле Ильвес, в будущем неопасные душевнобольные могли бы посещать психиатра только 1-2 раза в месяц, получать необходимые профилактические уколы и благодаря лечению вести относительно нормальный образ жизни.



«Если держать человека в закрытом учреждении, он теряет свое рабочее место, у него накапливаются коммунальные долги, а это уже серьезный удар, который способствует его откату по социальной лестнице», — описывает Ильвес последствия действующего ныне порядка в отношении душевнобольных, совершивших противоправные действия.



Она сетует на то, что чересчур медленное делопроизводство зачастую приводит к тому, что в психиатрической клинике оказываются люди выздоравливающие и не представляющие особой опасности для общества.



Убийц не освободят

Хейли Сепп, вице-канц­лер Минюста, разработавшего законопроект, отмечает, что речь идет об освобождении только тех больных, которые не представляют угрозы для общества.



«Принудительное амбулаторное лечение не предусмотрено для людей, совершивших тяжкие преступления против личности, поэтому сразу можно исключить лиц, признанных виновными в убийствах, изнасилованиях, разбое и подобных преступлениях», — сказала Сепп.



По ее словам, речь идет скорее о тех людях, кто вследствие психического заболевания напал на кого-либо, угрожал кому-либо или украл что-нибудь, и кого по предложению психиатра суд сразу или после лечения признал не представляющим угрозы для общества.



В мае прошлого года законопроект подвергся резкой критике со стороны министра соцдел Ханно Певкура, который в письме, направленном в Минюст, утверждал, что идея амбулаторного лечения хороша, но Эстония к этому не готова.



С помощью специалистов

Теперь, по словам вице-канцлера Минсоцдел Иви Нормет, решение вопроса о принудительном амбулаторном лечении пока отложено и два министерства вместе будут решать, как претворить эту идею в жизнь. Однако мнение министра соцдел разделяет и председатель Эстонского общества психиатров Андрес Лехтметс.



 Он считает, что прежде чем отпускать душевнобольных на амбулаторное лечение, нужно снизить зависимость системы здравоохранения от рыночных сил.



«Принудительное лечение — это не обычная услуга здравоохранения», — сказал он. По словам Лехтметса, заниматься пациентами, находящимися на принудительном амбулаторном лечении, должны психиатры со специальной подготовкой.



«Для того чтобы система работала, контингент пациентов на принудительном лечении требует специализированной помощи, — сказал он. — Это нельзя доверять любому психиатру. В Европе судебная психиатрия является самостоятельной дисциплиной».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх