Лжефутболисты из Африки пытаются перебраться в Европу через Эстонию

Микк Салу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тартуский FC Santos находится недалеко от поля с искусственным покрытием в Аннелинна, где тренируются футболисты.
Тартуский FC Santos находится недалеко от поля с искусственным покрытием в Аннелинна, где тренируются футболисты. Фото: Маргус Ансу

1 августа этого года в Тарту сошел с автобуса 16-летний нигерийский парень. При себе у него было немного карманных денег и листок с адресом и телефоном тартуского футбольного клуба Santos. Молодой человек, назовем его Джоном, проделал большой путь из Нигерии через Париж в Эстонию. В Тарту он приехал, пребывая в убеждении, что будет играть здесь в футбол и зарабатывать большие деньги.


Вот только в клубе Santos о приезде Джона понятия не имели. Удивившись приезду парня, ему все же обеспечили ему временную крышу над головой. Он даже пару раз тренировался, видно, тартусцы решили проверить, умеет ли парень играть в футбол, ведь известно — на Черном континенте рождаются волшебники мяча. И все же сомнения не оставляли руководство клуба.

«Мы сообщили о нем в полицию», — президент FC Santos Меэлис Ээльмяэ был краток. С этого эпизода началось расследование, к которому подключилась полиция Финляндии и Нигерии. Совместными усилиями удалось раскрыть схему, с помощью которой в Европу контрабандным путем пытались переправить более 30 молодых, в том числе несовершеннолетних (в возрасте 16-24 лет) нигерийских «футболистов».

Именно благодаря финнам установили контакты с нигерийскими властями. Как объяснил комиссар пограничного бюро Пыхьяской префектуры Эмери Пыльд, по чистой случайности рядом с его кабинетом оказался кабинет, который занимал финский офицер-пограничник Юри Пийппонен. Через него удалось выйти на связь с представителем финской полиции в Нигерии, который в свою очередь привлек к расследованию чиновников местного подразделения по борьбе с торговлей людьми.

«Сделал шаг к мечте»
Достаточно быстро удалось установить, что приехавший в Тарту 16-летний Джон стал жертвой мошенников. Визу парень получил в бельгийском посольстве в Нигерии, ведь эстонского дипломатического представительства в этой стране нет. Основанием для ее выдачи послужило приглашение из тартуского футбольного клуба Santos, которое, разумеется, оказалось фальшивым.

Выяснилось, что мошенничество осуществляется по тщательно продуманной схеме, которая представляла собой целую отрасль торговли людьми. Нигерийские мошенники действовали через интернет-сайты, представляясь футбольными «агентами». На сайтах они ссылались на известные футбольные клубы, прикрываясь их логотипами.

С Джоном была договоренность, что он, как только устроится в Тарту, снимет на телефон, как играет в клубе Santos, и отправит снимки в Нигерию. Что парень и сделал.

Эстонская полиция уже опекала Джона, когда в Нигерии на интернет-сайте было опубликовано его фото как доказательство того, что еще один молодой футболист оказался в Европе. Фотография сопровождалась текстом, что парень сделал шаг к своей мечте и тренируется в первой в Эстонии футбольной академии, чтобы сделать следующий шаг в карьере — пройти тест-испытание в футбольной академии ни много ни мало мадридского клуба Real.

Там же сообщалось, что Джон прошел подготовку в футбольной академии еще в Нигерии (на самом деле это была площадка рядом с мусорной свалкой), заполнил всевозможные формуляры, договоры и лицензии. Это добавляло схеме убедительности и позволяло выманивать деньги.

«Преступники в первую очередь старались еще до приезда в Европу выманить у жертвы как можно больше денег», — сказал Пыльд. Этим и объясняются все эти «академии», «договоры» и «лицензии». Например, Джоном, т.е. его родственниками, за то, чтобы парень попал в Европу, уплачено около 6000 евро.

Следует учитывать, что в Нигерии люди в основном имеют о Европе смутное представление. Они не знают, как здесь устроена жизнь, не понимают юридических нюансов, не в курсе, как действует спортивная система, не знают, какие документы требуются на самом деле.

Поэтому очень легко требовать с людей некую «консульскую плату», запрашивать 500 евро за визу стоимостью 50 евро, заключать, разумеется, за отдельную плату всевозможные никому не нужные договоры.

Разбираясь в истории Джона, полиция Эстонии, Финляндии и Нигерии установила, что те же самые «агенты» ходатайствовали в бельгийском посольстве о выдаче виз еще 31 «футболисту». Для этой цели были задействованы липовые приглашения не только эстонских, но и испанских футбольных клубов. Правда, никто из этих лжефутбо­лис­тов в Европу так и не попал, схему разоблачили, и визы не были выданы.

Дело вовсе не в Эстонии и не в эстонском футболе. Бизнес по торговле людьми использует любые возможности: всевозможные конференции, спортивные соревнования, летние университеты, курсы.

«Вклад» Эстонии ничтожен, с той же проблемой, но в больших масштабах борются многие европейские страны. Даже удивительно, как Джону удалось добраться до Тарту, в большинстве случаев, когда в ход пускают приглашения эстонских организаций, до Эстонии вообще не доезжают.Такие нигерийские «агенты» просто пользуются неосведомленностью местных жителей.

Жертвы обвиняют себя
«Одному попавшему к такому агенту предлагают футбол. Другому, кто больше похож на бегуна, обещают организовать приглашение для участия в каком-нибудь соревновании по бегу в Европе. Ну а «ботанику» в очках подыщут какой-нибудь летний университет», — сказал Пыльд, объясняя, как может действовать схема.

До определенного предела подобная деятельность может быть вполне легальной. Действительно, в Европе проводятся различные соревнования, организуются курсы, конференции, летние университеты, нередко на них приглашают людей из разных частей света.

При этом организаторы вывешивают на сайтах образцы соответствующих документов и приглашений (а мошенники все это используют), и люди действительно приезжают, чтобы участвовать в летнем университете или соревновании, возможно, даже участвуют, и в Нигерию уже, конечно, не возвращаются. Может быть использован и другой вариант, как в случае с Джоном, когда обман предполагался изначально.

Что происходит со всеми этими людьми? Никто точно не знает. В лучшем случае где-нибудь в Европе их использует теневая экономика. В худшем — преступный мир. «Джон тоже подписал со своими «агентами» договор на рабских условиях», — сказал Пыльд. Другое дело, удастся ли преступникам в полной мере использовать такой «договор» и уже в Европе вымогать из жертв деньги.

В Нигерии, судя по тамошним СМИ, о проблеме знают. Правда, в центре внимания не торговля людьми, а появившиеся в последние годы в Нигерии сотни «футбольных академий». После того как в 1990 годы на футбольном небосклоне взошли нигерийские звезды — Дэниэл Амокачи, Эммануэль Амунеке, Нванкво Кану, Джей-Джей Окоча и другие, нигерийцы решили, что футбол — прекрасный способ заработать денег. В стране стали появляться футбольные академии, которые якобы готовят футбольных звезд и имеют связи с европейскими клубами.

На самом деле их цель — выманить деньги из родителей. Следующий шаг после появления сотен таких «академий» — торговля людьми, обирающая своих жертв.

Самое трагичное, что зачастую жертвы не винят своих обманщиков и озабочены только тем, что подвели семью. «Вот и Джон говорил о том же, — сказал Пыльд. — Если парень когда-нибудь вернется в Нигерию, поймет ли его родня, что их обвели вокруг пальца, или будет думать, что просто им не повезло, парень оказался недостаточно талантливым для футбола или мало тренировался. Боюсь, что в жизни воплотится именно второй вариант».

Не только футболисты и не только из Нигерии

Два года назад уполномоченный по гендерному равноправию провел расследование, поводом для которого послужил трехдневный забег вокруг Сааремаа. Уполномоченного интересовало, не ограничивают ли расисты участие бегунов из Африки на соревнованиях на Сааремаа.

Комментарии
Copy
Наверх