Инвестиции в пенсионные фонды ставят в тупик

Тынис Оя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ангелика Тагель
Ангелика Тагель Фото: SCANPIX

Даже специалисты не могут понять, на каких основаниях осуществляются в Эстонии инвестиции в пенсионные фонды II пенсионной ступени, т.к. инвестируют в основном не в ценные бумаги, а в различные фонды.

После того как в Южной Европе разразился долговой кризис, многие люди, инвестировавшие средства в пенсионные фонды, стали интересоваться, сколько в их пенсионном фонде облигаций Греции, Португалии, Испании и Италии.

Для того чтобы узнать, во что инвестируют пенсионные фонды, интересующийся должен зайти на сайт своего фондового управляющего и из отчета конкретного фонда за год или полгода посмотреть, куда и в какие ценные бумаги вкладывал средства данный пенсионный фонд.

В теории все выглядит замечательно, однако на практике не все так просто. Прежде всего, нужно иметь определенный навык, чтобы читать отчеты. Но куда большее значение имеет то обстоятельство, что пенсионные фонды стараются вкладывать средства не в ценные бумаги, а в фонды (в открытые инвестиционные, торгующие на бирже и даже в закрытые).

В этом плане решительнее всех действуют пенсионные фонды II ступени банка Nordea, инвестирующие только в фонды. Postimees не удалось обнаружить в списке инвестиций ни одной акции или ценной бумаги.

Тактика и стратегия
«Хотя отыскать информацию об инвестициях в открытые инвестиционные фонды и фонды, торгующие на бирже, не так просто, как информацию, касающуюся прямых инвестиций, зато инвестиции пенсионных фондов Nordea в другие фонды ликвидные и лучше распределенные», — пояснила председатель правления Nordea Pensions Estonia Ангелика Тагель.

Как сказала Катрин Рахе, фондовый управляющий инвестиционным фондом Swedbank, лидера на рынке пенсионных фондов, делая инвестиции, они предпочитают подход сверху-вниз (top-down).

«Сначала мы решаем, в какие имущественные классы хотим инвестировать и на какую степень риска готовы пойти. Затем выбираем географические регионы, — сказала она. — Все это мы делаем в рамках стратегии и учитывая очень протяженный инвестиционный горизонт пенсионных фондов».

«На уровне тактики мы решаем, во что именно инвестировать и в какой части хотим отличаться от стратегии в короткий период. Выбор конкретных акций и ценных бумаг происходит именно на тактическом уровне», — пояснила Тагель.

По ее словам, ни один используемый фонд не появится в разрешенном ими списке инвестиций без предварительного анализа, кроме того управление всеми фондами постоянно контролируется.

Более четкая картина
В пенсионных фондах Swedbank ценные бумаги представлены облигациями предприятий и стран, а все акции без исключения различными фондами.

При выборе пенсионного фонда специалисты и консультанты по инвестициям считают крайне важным узнать, куда инвестирует фонд. Если же фонд инвестирует в основном в фонды, т.е. по сути речь идет о фондовых фондах, то получить представление о размещении инвестиций пенсионного фонда практически невозможно.

По словам Катрин Рахе, обзоры о классах имущества, секторах и регионах/странах более информативны, чем сведения об инвестициях на уровне отдельных инструментов.

«Когда фонд покупает сто акций, то каким образом обычный инвестор может определить, в каких секторах или регионах фонд преобладает или нет, — отметила она. — В этом смысле инвестирование через фонды дает инвесторам более четкую картину, поскольку отсеивается ненужная информация».

Как заметила Ангелика Тагель, из отдельных инвестиций наибольшее значение имеет размещение в имущественные классы. Управляющие фондами всегда готовы поделиться информацией об инвестициях.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх