Cообщи

«Бегают как курица с отрубленной головой». Взгляд на «блокаду» Калининграда изнутри

Российский таможенник досматривает транспорт в порту Балтийск в Калининградской области, октябрь 2021 года
Российский таможенник досматривает транспорт в порту Балтийск в Калининградской области, октябрь 2021 года Фото: REUTERS / Vitaly Nevar
  • Что пропало из магазинов Калининграда
  • Чем может ответить Вильнюсу «Кениг», а чем Москва
  • Почему чиновники РФ молчат про военное решение

Понимает ли Калининград бесперспективность конфронтации с ЕС из-за отмены транзита через Литву, о чем говорит риторика официальных российских лиц и что уже пропало из продажи в самом западном регионе РФ. Об этом в режиме «своими глазами» Rus.Postimees рассказал журналист из Калининграда Алексей Милованов, в 2008 - 2017 годах - главред самого крупного независимого регионального СМИ «Новый Калининград», автор телеграм-канала Милованов Daily.

- Алексей, пропаганда кричит про блокаду Калининграда с тех пор, как 17 июня ваш губернатор Антон Алиханов сделал заявление об этом. Дальше пошла публичная дискуссия Москвы и Запада с нарастающим напряжением: мол, «душат гады». На самом деле душат? Как это выглядит изнутри?

Алексей Милованов, Калининград
Алексей Милованов, Калининград Фото: Виталий Невар / из личного архива Алексея Милованова

- Началось все даже раньше, 8 апреля, когда был опубликован евросоюзовский регламент, который описывает те категории товаров, которые запрещены к импорту, в том числе к транзиту по территории стран ЕС. Там был пункт, который касался и калининградского транзита. И там было написано буквально следующее: калининградского транзита это не касается, если не предусмотрено другими положениями этого регламента. Наш губернатор на основе этого текста заявил, что типа «ура-ура, все хорошо». Мол, транзит вне опасности, живем и радуемся. И, насколько я понял, это были сугубо его персональные умозаключения. Никаких консультаций с ЕС не происходило. В МИД РФ в апреле вообще было не до того.

Москву Калининград вообще интересует постольку поскольку. Потом приключается пятница, 17-е июня. Внезапно оказалось, что знание английского языка несколько подвело наше руководство, что, в общем-то, нормально для среднестатистического россиянина, но для губернатора региона в центре Европы – так себе качество. Регламент ЕС – 66 страниц. Там куча всего. Все разделено по этапам, когда что вводится. И первая часть – стройматериалы, цемент, металлоконструкции. И тут же цемент исчез с прилавков Калининградской области.

С другой стороны, с ним все было не очень и до того, как. Были проблемы с пропуском фур через границу, таможенные войны начались довольно давно. Их Россия начала в отношении Литвы еще в 2014 году на фоне агрессивной риторики Вильнюса по Крыму, когда Россия была названа «страной террористом». РФ тут же ввела механизм 100% досмотра, в результате чего литовские фуры стали очень медленно пропускаться. Литовцы отреагировали зеркально. С тех пор с разной степенью активности эта война продолжалась.

С поставками при помощи паромов тоже все не очень хорошо. Было два парома, добавили еще один, потом еще один. Но все эти парому ходят между портами Балтийск, Усть-Луга и Петербург под управлением предприятия «Оборон логистик». Называется оно не просто так. Это «дочка» Минобороны. В приоритете – специальные грузы, а гражданские - по остаточному принципу. Влезли – повезли. Не влезли – не повезли.

Russian military vessels leave a port during naval drills, which are staged by the Baltic Fleet forces of the Russian Navy, part of the exercises Zapad-2021 opened by Russia and Belarus, in the Baltic Sea town of Baltiysk in Kaliningrad Region, Russia September 9, 2021. REUTERS
Russian military vessels leave a port during naval drills, which are staged by the Baltic Fleet forces of the Russian Navy, part of the exercises Zapad-2021 opened by Russia and Belarus, in the Baltic Sea town of Baltiysk in Kaliningrad Region, Russia September 9, 2021. REUTERS Фото: Vitaly Nevar

- Военные грузы только морем?

- Для этого паромная линия и была организована. Не надо думать, что линия была сделана ради жителей Калининградской области, чтобы они могли цемент купить. Нет. И уголок на корабле под цемент - только когда есть место. Проблемы гражданских – сопутствующий урон.

- Цемент уже исчез. Это все?

- Пока больше ничего не изменилось с 17 июня. Но и цемент исчез не полностью. Власти ранее заявляли, что запасы есть дней на 40.

- Хозяева запасов – в этом смысле жлобы? Пытаются зарабатывать на дефиците?

- Не настолько. Не сказать, что цены выросли ощутимо. Есть сезонный дефлятор в виде дешевеющих овощей и фруктов. На самом деле, немногочисленные независимые медиа, которые тут есть, мониторят стоимость потребительской корзины. В космос она пока не улетела. Да, есть какие-то колебания. Но в том числе и в сторону удешевления.

- То есть народ на бытовом уровне не паникует?

- Да. Ничего особо не изменилось. Ну и, опять же, ко всяким проблемам на границе мы давно привыкшие.

- То есть, когда Баррель говорит, что риторика Кремля про блокаду – пропаганда, он прав?

- Если позиция Литвы останется неизменной, а литовский президент заявил, что ничего отменять не будут, поскольку исполняют коллегиальные санкционные решения ЕС, хотя сам ЕС вроде бы что-то собрался пересматривать (28 июня МИД Литвы призвал ЕС не допустить уступок РФ по транзиту в Калининград - прим.ред.). Мол, блокаду Брюссель делать не хочет. Но литовский президент заявил, что все оставят, как есть.

Президент Литвы Гитанас Науседа, 16 июня 2022 года
Президент Литвы Гитанас Науседа, 16 июня 2022 года Фото: lrs.lt

- Получается, что прав экс-президент РФ Медведев, который заявил, что «Литва подобострастно расшаркалась перед американскими благодетелями, в очередной раз проявив свои дебильные русофобские установки»?

- Я бы не стал обсуждать слова Медведева, потому что, на мой взгляд, это надо делать в узкоспециализированных медицинских изданиях. Волны ограничения транзита расписаны до осени. И если все это вступит в силу, а ситуация с паромами сильно не улучшится, вот в этом случае, действительно, будут проблемы, которые ощутят люди.

Плюс к этому есть предприятия, которые уже заявляют, что у них есть сложности с обеспечением ресурсами. Одна из крупнейших в регионе металлопроизводящих компаний БМК (Балтийская металлургическая компания) как раз получала фурами металлоконструкции, сырье металлическое. И они уже заявили, что у них проблемы со снабжением. Это строительная отрасль. А последние годы у нас тут был строительный бум. Москвичи с питерцами полюбили здесь приобретать недвижимость. И Калининград сильно изменился за несколько лет, и прибрежные города сильно поменялись. Стоимость квадратного метра стала космической. Владелец местного бетонного завода заявил, что останавливает производство, потому что нет цемента. Пока все очень непонятно.

- На бытовом уровне у простых людей, кто в этом всем главный негодяй?

- Все зависит от того, про какой народ мы говорим. Я в автобусе езжу поменьше, предпочитаю мотоцикл. Но, конечно, есть часть народа, которая кричит, что во всем виноваты подлые литовцы, и надо уже сейчас взять Вильнюс за двое суток. Верят, что сразу станет хорошо. Только что стало известно, что в Советске, а это город на границе с Литвой, с дома на улице Ленина, в котором некогда жил литовский философ и драматург Видунас, убрали памятную доску с его барельефом. Видео с демонтажом доски на своих страницах опубликовал глава местной администрации Евгений Макаров.

- Так может доска сама отвалилась, потому что цемент закончился?

- Типа того, да. Макаров этот хорош тем, что он еще в апреле написал у себя в соцсети VK: «Я настолько люблю свою страну, свою Родину, что еще немножко, и меня разорвет. Я много лет мечтал, что мы вот-вот избавимся от того, что нам навязывал Запад. У нас с вами свой путь. Нас ждет свобода».

- Что-то с любовью случилось, если он до сих пор функционирует?

- И я удивлен, что он до сих пор не взорвался.

- Ваш местный автомобильный завод так и занят выращиванием картошки теперь?

- Там все довольно неопределенно. Да, действительно, втрое упало производство. Да, действительно, BMW ушел оттуда в самый интригующий момент, спустя пару недель после того, как был подписан специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом, по которому какие-то миллиарды рублей собирались вложить в углубление локализации. Да, действительно, комплекты для сборки KIA и Hyundai теперь непонятно, как возить. Можно и морем, но очень дорого получается. Экономика производства вся поломалась.

Их надежда теперь – мистические затеи Росатома. Они у нас тут уже строили атомную станцию Балтийску. Строили-строили, чтобы продавать в Литву электричество. Но в 2014 году, после Крыма, литовцы со свойственной им практичностью заявили, что обойдутся и без нашего электричества. На этом строительство было завершено: на стадии закапывания адских миллиардов в заливку бетона. Построили титаническую бетонную плиту на границе с Литвой. На волне весенних новостей Росатом заявил, что будет строить невероятных размеров завод по производству литиевых аккумуляторов для электромобилей. Правда, литий – санкционный товар. В России его мало. Собираются где-то в Мурманске разрабатывать целое месторождение. И вроде как автозавод наш должен включиться в этот эпохальный проект, чтобы делать какие-то якобы электромобили. Что за электромобили? Кто их разработал? Кто и где их будет покупать, эксплуатировать? Это все пока писано вилами по воде. Но уже в 2023 году они собираются собрать аж 200 таких машин.

- Любимый формат российских новостей – новости в будущем времени?

- Естественно. При этом всякие пропагандистские телеграм-каналы, которых тут расплодилась целая туча, все это подавали под соусом «на Автодоре связывают большие надежды». Надежды – хорошо, но вообще-то этот завод даже в не самом благополучном прошлом году еще собирал по 150 000 автомобилей в год. Теперь 200 электромобилей – это «большие надежды».

- Что говорят у вас о том, как Москва ответит Вильнюсу? Все время говорят, что ответят страшно, но как именно, непонятно.

- Единственное, что было проартикулировано на этот счет внятно – отключение Литвы от БРЭЛЛ (российско-белорусская энергосистема, которая с 2001 года связывает и страны Балтии – прим.ред.). Но с 2018 года Литва сама выходит из этой системы. В 2025 году планировали этот выход завершить. Теперь выход просто ускорился. Страшным наказанием это не выглядит.

Владимир Путин и министр обороны РФ Сергей Шойгу наблюдают за военными учениями на Сахалине в июле 2013 года
Владимир Путин и министр обороны РФ Сергей Шойгу наблюдают за военными учениями на Сахалине в июле 2013 года Фото: AP

- Если в ответ на отказ Литвы в железнодорожном транзите грузов Москва вырубит транзит грузов из ЕС фурами, который пока жив, это станет проблемой для Калининграда?

- Во-первых, это в чистом виде будет укладываться в известную фразу «разбомбить Воронеж». Пострадает в первую очередь Россия. Но это никогда не останавливало, да. И это будет проблемой для Калининграда. Калининград исторически очень импорт зависим. Огромное количество предприятий работало на импортном сырье в режиме «особых экономических зон».

Если по Литве до введения всего это безобразия российскими фурами можно было возить, а по Польше - нельзя. Единственный вариант импорта – европейские логистические компании. Может быть, Москва вырубит транзит европейскими фурами частично. В отдельные регионы РФ, но не в Калининград. Опять же, есть транзит грузов в порт Клайпеда. В первую очередь удобрений. Могут и это отрубить. Но как от этого всего нам станет лучше тут жить, совершенно непонятно.

Примерно так же, как от снятия памятной доски Видунасу в Советске. Я тут слушал интервью Венедиктова, где он рассказывает, что про отрубание калининградского транзита Москва все знала давно, готовились, якобы был план действий. Но я вижу так, что никто ни к чему не готовился вообще. Трактовали неправильно документы ЕС, а теперь спохватились и бегают, как курица с отрубленной головой. И те заявления, которые исторгают из себя наши местные правители, выглядят как истерика.

KALININGRAD, RUSSIA - APRIL 11, 2018: Kaliningrad Region Governor Anton Alikhanov attends the IPQuorum international strategic forum on intellectual property. Vitaly Nevar/TASS
KALININGRAD, RUSSIA - APRIL 11, 2018: Kaliningrad Region Governor Anton Alikhanov attends the IPQuorum international strategic forum on intellectual property. Vitaly Nevar/TASS Фото: Vitaly Nevar / Vitaly Nevar/TASS

- Дальше остаются военные угрозы. Западные эксперты прямо говорят о рисках военных столкновений в Сувалском коридоре, который связывает Литву с Польшей. В Калининграде про это что говорят?

- Конечно же, есть такие замечательные люди и тут. Но в местной власти пока об этом не говорят. Видимо, пока им еще хватает инстинкта самосохранения, чтобы до такого не доводить. Но где-то уже близко и это, как мне кажется.

- Вы можете сказать, что действия Литвы – это в некотором смысле «второй фронт», который мешает Москве и отвлекает ее от первого, в Украине?

- Я бы не стал здесь усматривать некий замысел. У меня есть сильное подозрение, что Калининград просто в очередной раз оказался за пределами внимания всяких разных властей, как российских, так и европейских. Живя здесь всю свою жизнь, я постоянно наблюдаю, что гражданская составляющая Калининграда незначительная. По-прежнему на первом плане разговоры про военный фортпост. Все наши практические проблемы в ежедневной жизни властьимущих не особо волнуют.

- Многие российские военные эксперты говорят про вас именно в контексте войны. Еще весной заговорили про «блокаду» как повод для войны на Балтике и разорение региона. На ваш взгляд, нынешняя риторика Москвы про блокаду может быть просто подготовкой к войне?

- А вот тут я пас. Я не большой специалист по геополитике. А уж тем более про милитаристические устремления. К счастью, я, перестав работать журналистом, приобрел счастливую возможность общаться только с теми, с кем мне самому нравится общаться. Мои знакомые здравомыслящие люди. Те же самые пропагандистские каналы, которые расплодились невероятно перед выборами и на фоне «спецоперации», я не читаю.

- Местная социология есть, которой можно доверять?

- Графиня и при жизни не отличалась темпераментом. И в мирные годы с региональной социологией были большие проблемы. Есть у нас тут один гражданин из методологов политтехнологов, которые трудились в свое время на Украине… И он считает себя социологом. Была же целая плеяда талантливых политтехнологов, которые отработали во времена первого майдана, а потом им, как детям лейтенанта Шмидта, раздали губернии, чтобы они там жили. И вот у нас есть такой гражданин, который сидит тут, как вкопанный, и делает избирательные кампании, вне зависимости от персонажей, которых присылают. И он публиковал социологию до сих пор.

Но в последние полгода никакой публичной региональной социологии не видно. Наверняка она делается. Но не для нас с вами. Раньше, когда социология была, то, например, по результатам выборов калининградцы не сильно отличались от жителей Смоленска, Рязани или Пскова. Уровень поддержки Путина и «Единой России» примерно такой же. Единственное отличие - до пандемии калининградцы очень активно ездили в Польшу, Германию. Мобильность у нас сильно выше. Количество выданных загранников сильно выше, чем в других регионах РФ.

И поэтому вся эта ура-патриотическая риторика о том, что среднестатистический европеец с утра насилует детей, а потом чистит пулемет, чтобы завоевать Россию, она несколько менее действенна для местных жителей. Но при этом два года локдауна сделали свое дело, большинство поддерживает все это дело. Охвачено милитаристическим ресентиментом.

- Экс-директор ФСБ Патрушев тут вдруг рассказал, что у вас разоблачили сепаратистскую сеть. В вышеупомянутом Смоленске или Пскове такого вроде нет пока.

MOSCOW, RUSSIA. MAY 26, 2015. Russian Security Council Secretary Nikolai Patrushev speaks at the 5th annual meeting of BRICS High Representatives for Security Issues. Mikhail Japaridze/TASS
MOSCOW, RUSSIA. MAY 26, 2015. Russian Security Council Secretary Nikolai Patrushev speaks at the 5th annual meeting of BRICS High Representatives for Security Issues. Mikhail Japaridze/TASS Фото: Mikhail Japaridze/Mikhail Japaridze/TASS

- Это все выкапывание трупа стюардессы. Это было еще в 2017 году. Тут была такая организация - «Немецко-русский дом». Она была создана еще после распада СССР. Занимались довольно полезными вещами. Культурными, экономическими проектами. Приводили инвесторов сюда. По инициативе силовиков и Россотрудничества их разгромили при помощи провокаций. Были некие акции с помощью квазифашистов местных, которых потом пересажали. Уничтожили организацию завели уголовное дело против руководителя. На ее месте построили свой, «правильный» немецко-русский дом.

Была большая кампания развернута с ползущей германизацией: какие плохие люди вешают старые таблички на улицах, называют Калининград – Кёнигом, копаются в черепках. Ничего нового про эту историю не случилось. Было бы событие – выкатили бы информацию. Просто поднесли на тарелочке Патрушеву разгром 2017 года. Так и живем.

Наверх