- Получается, что прав экс-президент РФ Медведев, который заявил, что «Литва подобострастно расшаркалась перед американскими благодетелями, в очередной раз проявив свои дебильные русофобские установки»?
- Я бы не стал обсуждать слова Медведева, потому что, на мой взгляд, это надо делать в узкоспециализированных медицинских изданиях. Волны ограничения транзита расписаны до осени. И если все это вступит в силу, а ситуация с паромами сильно не улучшится, вот в этом случае, действительно, будут проблемы, которые ощутят люди.
Плюс к этому есть предприятия, которые уже заявляют, что у них есть сложности с обеспечением ресурсами. Одна из крупнейших в регионе металлопроизводящих компаний БМК (Балтийская металлургическая компания) как раз получала фурами металлоконструкции, сырье металлическое. И они уже заявили, что у них проблемы со снабжением. Это строительная отрасль. А последние годы у нас тут был строительный бум. Москвичи с питерцами полюбили здесь приобретать недвижимость. И Калининград сильно изменился за несколько лет, и прибрежные города сильно поменялись. Стоимость квадратного метра стала космической. Владелец местного бетонного завода заявил, что останавливает производство, потому что нет цемента. Пока все очень непонятно.
- На бытовом уровне у простых людей, кто в этом всем главный негодяй?
- Все зависит от того, про какой народ мы говорим. Я в автобусе езжу поменьше, предпочитаю мотоцикл. Но, конечно, есть часть народа, которая кричит, что во всем виноваты подлые литовцы, и надо уже сейчас взять Вильнюс за двое суток. Верят, что сразу станет хорошо. Только что стало известно, что в Советске, а это город на границе с Литвой, с дома на улице Ленина, в котором некогда жил литовский философ и драматург Видунас, убрали памятную доску с его барельефом. Видео с демонтажом доски на своих страницах опубликовал глава местной администрации Евгений Макаров.
- Так может доска сама отвалилась, потому что цемент закончился?
- Типа того, да. Макаров этот хорош тем, что он еще в апреле написал у себя в соцсети VK: «Я настолько люблю свою страну, свою Родину, что еще немножко, и меня разорвет. Я много лет мечтал, что мы вот-вот избавимся от того, что нам навязывал Запад. У нас с вами свой путь. Нас ждет свобода».
- Что-то с любовью случилось, если он до сих пор функционирует?
- И я удивлен, что он до сих пор не взорвался.
- Ваш местный автомобильный завод так и занят выращиванием картошки теперь?
- Там все довольно неопределенно. Да, действительно, втрое упало производство. Да, действительно, BMW ушел оттуда в самый интригующий момент, спустя пару недель после того, как был подписан специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом, по которому какие-то миллиарды рублей собирались вложить в углубление локализации. Да, действительно, комплекты для сборки KIA и Hyundai теперь непонятно, как возить. Можно и морем, но очень дорого получается. Экономика производства вся поломалась.
Их надежда теперь – мистические затеи Росатома. Они у нас тут уже строили атомную станцию Балтийску. Строили-строили, чтобы продавать в Литву электричество. Но в 2014 году, после Крыма, литовцы со свойственной им практичностью заявили, что обойдутся и без нашего электричества. На этом строительство было завершено: на стадии закапывания адских миллиардов в заливку бетона. Построили титаническую бетонную плиту на границе с Литвой. На волне весенних новостей Росатом заявил, что будет строить невероятных размеров завод по производству литиевых аккумуляторов для электромобилей. Правда, литий – санкционный товар. В России его мало. Собираются где-то в Мурманске разрабатывать целое месторождение. И вроде как автозавод наш должен включиться в этот эпохальный проект, чтобы делать какие-то якобы электромобили. Что за электромобили? Кто их разработал? Кто и где их будет покупать, эксплуатировать? Это все пока писано вилами по воде. Но уже в 2023 году они собираются собрать аж 200 таких машин.
- Любимый формат российских новостей – новости в будущем времени?
- Естественно. При этом всякие пропагандистские телеграм-каналы, которых тут расплодилась целая туча, все это подавали под соусом «на Автодоре связывают большие надежды». Надежды – хорошо, но вообще-то этот завод даже в не самом благополучном прошлом году еще собирал по 150 000 автомобилей в год. Теперь 200 электромобилей – это «большие надежды».
- Что говорят у вас о том, как Москва ответит Вильнюсу? Все время говорят, что ответят страшно, но как именно, непонятно.
- Единственное, что было проартикулировано на этот счет внятно – отключение Литвы от БРЭЛЛ (российско-белорусская энергосистема, которая с 2001 года связывает и страны Балтии – прим.ред.). Но с 2018 года Литва сама выходит из этой системы. В 2025 году планировали этот выход завершить. Теперь выход просто ускорился. Страшным наказанием это не выглядит.