АНАЛИЗ Старая гвардия Партии реформ показала мускулы

Copy
Кая Каллас.
Кая Каллас. Фото: Eero Vabamägi

Новое руководство Партии реформ не принесло очевидных изменений, но укрепило уже сложившуюся линию власти.

Пять с половиной лет назад, когда Кая Каллас впервые была избрана председателем Партии реформ, она, будучи единственным кандидатом, получила 92 процента голосов. Три года назад она получила 87 процентов. На этот раз поддержка партии упала до 68 процентов, из 931 голоса она получила 636. Таким образом, треть партии не поддержала Каллас даже в ситуации, когда альтернативного кандидата не было.

С одной стороны, это типичный промежуточный и в плане выводов неопределенный результат голосования: если бы она получила, например, более 90 или менее 50 процентов, были бы основания для более смелых выводов. Например, Урмас Круусе избежал крупных выводов: «У нас нет коммунистической партии, чтобы лидер получал 100 процентов». Юрген Лиги поддержал его: «Это не стоит переоценивать. При интерпретации этого нельзя уходить в крайности, думая, что теперь все плохо».

С другой стороны, Каллас получила меньшую поддержку, будучи единственным кандидатом, чем Юри Ратас в 2022 году на съезде Центристской партии против Яана Тоотса. Тогда поддержка Тоотса на уровне трети была интерпретирована как достаточный сигнал Михаилу Кылварту о том, что позиция Ратаса как лидера уязвима.

Общее собрание Партии реформ в Академии музыки и театра. Кристен Михал в центре.
Общее собрание Партии реформ в Академии музыки и театра. Кристен Михал в центре. Фото: Eero Vabamägi

Несколько новых лиц

Для возможных фаворитов на пост председателя Партии реформ субботнее общее собрание был своего рода демонстрацией силы.

Например, Кристен Михал, который в прошлом десятилетии боролся с демонами так называемого скандала «Сильвергейт», постепенно восстановил свою популярность внутри партии. В 2018 году он вошел в руководство только на десятой позиции, в 2020 году уже на четвертой, а на этот раз стал победителем. Ханно Певкур и Юрген Лиги также были в числе лидеров предыдущих выборов в руководство и также показали сильный результат на этот раз. У троицы есть общее - когда Каллас стала премьер-министром в 2021 году, она оставила Михала, Певкура и Лиги, политиков с самым большим министерским опытом, на запасной скамейке с желанием обновить партию. Правда, теперь и Михал, и Певкур вернулись в правительство.

В целом, новое руководство по всем параметрам похоже на старую школу. Если брать только всенародно избранных членов правления, то новыми лицами там являются только Эркки Кельдо и Сигне Рийсало, в то время как старожилы Йоко Алендер и не кандидатировавшая на этот раз Урве Тиидус остались за бортом.

Но не менее знаковым, чем успех старой гвардии, является провал ближайшего окружения Каллас. Без сомнения, самым болезненным ударом является неудача министра финансов, представителя политики этого правительства от Партии реформ Марта Вырклаэва. Также не вошла в состав другой министр финансов времен Каллас - Аннели Аккерманн.

Можно ли это интерпретировать как провал попытки Каллас освежить лицо партии? И да, и нет. Например, Кельдо считает результаты логичными, учитывая, что Певкур и Михал несут наиболее важные портфели для членов партии, а именно портфели министра обороны и министра по климату. Таким образом, рост их популярности является естественным развитием событий.

С другой стороны, как отмечают многие члены партии, падение рейтинга Партии реформ обусловлено в первую очередь политическими инициативами, исходящими из Министерства финансов. Таким образом, плохой рейтинг носит отпечаток Вырклаэва, даже если ему ставят в заслугу трудные решения, и это отражается на внутрипартийной популярности.

Лиги отметил, что члены Партии реформ действительно ценят последовательность, а не революцию. «Конечно, члены партии ожидают успеха, и если не все идет так хорошо (рейтинг падает), некоторые расстраиваются. Но это не значит, что все нужно менять. Читать результаты, кто получил на несколько десятков голосов меньше или больше, - это пена. Политика не делается из пены», - сказал он.

Общее собрание Партии реформ в Академии музыки и театра.
Общее собрание Партии реформ в Академии музыки и театра. Фото: Eero Vabamägi

Ценится последовательность

Каллас до сих пор не заявила, что уйдет с поста премьер-министра перед или после весенних выборов в Европейский парламент. Однако в партии уже закрепилось предположение, что новый правление выберет нового лидера в течение года. Публично наиболее критично к Каллас до сих пор относились второстепенные политики, из известных политиков наиболее остро высказывалась Лийна Керсна.

Старая гвардия - Певкур, Михал, Лиги - до сих пор придерживается линии, что не нужно вонзать нож в спину Каллас, не интриговать и быть лояльным лидеру в трудные времена. С их стороны это логично: зачем суетиться, если уход Каллас кажется лишь вопросом времени. Любые игры за власть или прямое противостояние ей скорее ослабят их шансы, и в долгосрочной перспективе выгоднее дождаться ее добровольного ухода.

Но то, что при гипотетическом поиске будущего лидера стоит обратить внимание на Михала или Певкура, эти выборы снова подтвердили.

Новый состав

В состав правления были избраны:

  • Кристен Михал (728)
  • Ханно Певкур (711)
  • Юрген Лиги (640)
  • Урмас Паэт (625)
  • Урмас Клаас (577)
  • Калле Лаанет (508)
  • Марко Михкельсон (507)
  • Марис Лаури (500)
  • Эркки Келдо (489)
  • Айвар Сыэрд (481)
  • Урмас Круузе (462)
  • Сигне Рийсало (425)
  • Андрес Сутт (424)

Три члена правления были избраны на региональном уровне:

От Северной Эстонии

  • Маарья Метстак (208)

От Западной Эстонии

  • Ирина Тальвисте (102)

От Южной Эстонии

  • Мадис Тимпсон (242)

Из состава ушли:

Март Вырклаэв (335), Хана Лахе (303), Аннели Аккерманн (401), Вильяр Яаму (70), Андрес Аро (56), Йоко Алендер (365), Пипи-Лийс Симанн (198), Оксана Тандит (88), Калле Тоомет (105), Хнне Пиллак (194), Эвелин Лехтсаар (76), Марио Кадастик (176), Лиис Клаар (102), Ээрик-Нийлес Кросс (418), Каупо Нылвак (86).

Комментарии
Copy
Наверх