:format(webp)/nginx/o/2023/11/22/15736062t1hfc85.jpg)
Чуть больше недели медиа муссируют вопрос о надвигающемся кризисе на границе Эстонии и России. На нашей стороне это происходит так усиленно, что хочется воскликнуть: хватит снова радовать Россию своими страхами! Ведь она же и добивается того, чтобы у соседа вконец отказали нервы и он все сделал сам. Заколотил бы дверь, забился в угол и в ужасе смотрел на эту дверь. В таком состоянии с ним можно делать все, что угодно.
Казалось, только что экс-глава внешней разведки Райнер Сакс заявил о «признаках» воздействия России на пограничные страны Евросоюза с помощью нелегальной миграции. Из заголовка при этом следовало, что это воздействие уже «начинается». В тот же день эксперт по безопасности Эркки Коорт возвестил о подготовке к «масштабным потокам» беженцев. А вчера днем появилась новость, что президент республики Алар Карис отправляется в Ида-Вирумаа, в том числе чтобы посетить Нарвский пограничный пункт, «который попал под миграционное давление». И все это – на фоне цифр миграции, которые, по данным PPA, не изменились.
В чем же заключается давление? Его реальных признаков не так и много. Сначала была беготня российских пограничников по мосту Дружбы, это у них были учения. Через три дня в Эстонию попытались въехать восемь граждан Сомали, что Эстония справедливо сочла прецедентом и ночью выгрузила на своей половине моста противотанковые заграждения («зубы дракона»).
/nginx/o/2023/11/23/15736100t1hf7c3.jpg)
С одной стороны, они понадобятся, когда с февраля 2024 года Россия закроет свой переход на ремонт. На мосту под предлогом ремонта теоретически может оказаться любая тяжелая техника. С другой стороны, с помощью заграждений можно уже сейчас показать, что Эстония и сама готова перекрыть границу. И не просто следуя примеру Финляндии, а логично опасаясь, что толпы нелегалов с ведома России ринутся в Европу через Эстонию. Или просто в Эстонию.
Примечательно, что упомянутые сомалийцы сначала ткнулись к нам, а уже потом рванули к еще открытым финским КПП. Они сперва пытались выехать из Беларуси в Польшу, но не преуспели и отправились к границе с Эстонией, откуда их и развернули. То есть этот пример противоречит логике, которая призвана объяснить напряжение на эстонско-российской границе. Получается, что Финляндия, закрывшая часть своих погранпереходов, все же осталась доступной для беженцев, которые стремятся получить убежище в Европе.
:format(webp)/nginx/o/2023/11/23/15736099t1h4f54.png)
А Эстония на этом фоне все больше нервничает и подбирает поводы. В самом деле, ведь России очень выгодно пугать столь презираемую, но и соблазнительную «Прибалтику», чтобы какая-то из этих стран дала слабину и из превентивных соображений закрылась сама. Ведь анонсированный российской стороной ремонт автомобильной части моста между Ивангородом и Нарвой – это еще не закрытие пешеходной границы.
Поэтому на новом витке путинской мобилизации через границу побежит новый ручеек, даже если Эстония и дальше не будет выдавать визы россиянам. Ведь существуют визы третьих стран и заранее купленные транзитные билеты, есть все та же международная защита, в том числе и в самой Эстонии. Не пропускать вообще никого при наличии функционирующей границы – абсурд, это значит лишь подогревать напряжение, которого так хочется избежать. Закрытая наглухо Эстония - это подарок российским военкоматам, которые могут быть спокойны хотя бы на этом направлении. И пропаганде с той стороны, обвиняющей Запад в бесчеловечности.
/nginx/o/2023/11/20/15731980t1had2d.jpg)
Есть и еще один, стратегически более устрашающий момент. Хорошо известно, что языковой и культурный разрыв Нарвы с остальной Эстонией долгое время углублялся. Этот разрыв сейчас пытаются восполнить с переменным успехом и сознанием, что быстро только кошки родятся. Многие жители Нарвы, даже будучи вполне лояльными жителями Эстонии, не мыслят своего существования в регионе с низкими зарплатами без шоп-туров через мост. Разумеется, не все. Благополучное и встроенное в жизнь страны меньшинство «туда» не ходит. Но остальные-то ходят, даже если никогда в этом не признаются.
Представим себе полное и безоговорочное закрытие границы. Граждане Эстонии, по каким-то причинам все еще находящиеся в России, должны будут пробираться на родину через Финляндию или даже Турцию. Но много ли таких? Важнее, что на северо-востоке Эстонии с его не способными сразу измениться привычками пропагандисты по ту сторону границы создадут боекомплект населения, которое можно будет освободить, как почти десять лет освобождают восток Украины.
/nginx/o/2023/11/20/15731970t1he922.jpg)
Думать об этом, понятно, совсем не хочется. Все эти подозрительные граждане России с ВНЖ, которых непонятно, куда девать, все обладатели серых паспортов, не надеющиеся в нынешних экономических условиях не просто на «достойную», а на элементарно официальную зарплату, - чего от них ждать? Наверное, они точно так же не выйдут с хлебом-солью встречать российские танки, как этого не произошло в Украине. Но чтобы знать это наверняка, нужно им хотя бы чуть-чуть доверять, держать за своих…
В Украине тоже далеко до полного взаимопонимания между западными и восточными регионами – это если очень мягко. Украинскую нацию независимо от родного языка жителей разных областей сплотил широкомасштабный этап войны. Неужели эта цена не имеет альтернатив? Эстония боится России и ее пятой колонны на своей территории и от страха совершает действия, которые могут быть использованы соседом как повод к освобождению тех, кого он уже давно называет «нашими людьми за рубежом».
/nginx/o/2023/10/10/15646787t1h1a41.jpg)
Сейчас Эстония сама готова поставить себя в положение, когда сосед, не способный дотянуться до финнов, захочет разобраться с теми, в чьей слабости он больше уверен. Исторические границы, защита чьих-то прав, восстановление порядка – что там обычно придумывают? Одна надежда на то, что Россия измотана войной, толком не мобилизована и в целом работает очень плохо. Это, к счастью, не сталинский СССР. Но то, что она рассчитывает дожать Европу и попробовать разыграть с ней обмен, подобный пакту о ненападении 1939 года, выглядит реалистичным сценарием. Для того, чтобы он не сработал, стоит чуть больше думать о том, как свести на нет риски объявления Ида-Вирумаа «исторической частью» Ленинградской области.
Ключевые слова
- кризис
- Финляндия
- ида-вирумаа
- Россия
- Балтия
- оккупация
- война
- Евросоюз
- разведка
- Сомали
- Европа
- пограничники
- страны Балтии
- граница
- СССР
- Нарва
- гарантии
- Ивангород
- нелегалы
- нагрузка
- границы
- неграждане
- погранохрана
- советская оккупация
- пересечение границы
- граждане России
- погранконтроль
- аннексия
- погранпункт
- заграждение
- напряжение
- ВНЖ
- бывший СССР
- государственная граница