Циля Лауд: эстонское общество хочет уничтожить русские школы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Циля Лауд
Циля Лауд Фото: Пеэтер Ланговитс

Реформа русской школы сдвинулась бы с места, если бы молодые учителя-эстонцы, получая дополнительные социальные гарантии со стороны государства, пошли работать в русские школы, сказала в передаче «Треугольник» на канале ETV2 бывший руководитель отдела по образованию нацменьшинств в Министерстве образования Циля Лауд, пишет Rus.ERR.

Лауд считает абсурдной возникшую в ходе школьной реформы ситуацию, при которой русские школьники и учителя вынуждены общаться между собой на ломаном эстонском языке.

«Где эти эстонские патриоты в хорошем смысле слова, которые поехали бы в Ида-Вирумаа на пять лет преподавать в русские школы? Государство и местные самоуправления могли бы их стимулировать таким образом, что выплачивали бы им за это стипендию, давали места в детских садах, муниципальные квартиры. Подход должен быть индивидуальным, - говорит Лауд, - Проблема, однако, в том, что эстонское общество не волнует проблема русских школ, вся его деятельность направлена на то, чтобы русской школы не было».
Циля Лауд также предложила начинать обучение русских детей эстонскому с детского сада, правда, и тут, по ее словам, встает пресловутая проблема нехватки кадров: «Если бы в детском саду и в первом классе школы эстонский преподавали носители языка, то не было бы ни борьбы, ни митингов. Но дело в том, что профессия учителя не престижна. В школах не хватает учителей-предметников, кроме того, нет и учебников, специально разработанных для преподавания предмета на эстонском для русских детей. Почему бы сотрудниками минобразования не направить всю свою энергию на решение этих вопросов? На привлечение молодых преподавателей в Ида-Вирумаа».

Сторонником идеи начинать обучение эстонскому языку с детского сада выступил и директор Таллиннского Линнамяэского русского лицея Сергей Гаранжа, правда, также отметил и проблему кадров. Кроме того, он считает, что нельзя преуменьшать и роль семьи при изучении эстонского: «Родителю нельзя надеяться, что отдав ребенка в садик, он будет лишь пожинать плоды воспитателей. Если в семье есть желание, то есть и движение».

Оппонент Лауд и Гаранжи в студии - вице-канцлер Министерства образования и науки Калле Кюттис - согласился с тем, что проблема учебных материалов действительно существует. Он также отметил, что методы и усилия, затрачиваемые на изучение эстонского языка русской молодежью в Таллинне и, например, в Ида-Вирумаа, где полностью отсутствует необходимая языковая среда, действительно разные. Однако, изучать эстонский лишь на уроках языка, как предлагают многие противники реформы русских школ, Кюттис считает неправильным.

Относительно стимулирования молодых эстонских учителей, вице-канцлер отметил, что уже сейчас тем, кто согласен работать учителем в Ида-Вирумаа, государство предлагает 20%-ную надбавку к зарплате. Однако, признает он, это оказывается недостаточным стимулом.

Циля Лауд, комментируя слова Кюттиса, предложила организовать в Ида-Вирумаа круглый стол с тем, чтобы придумать, какими социальными благами можно было бы поощрить молодых эстонских учителей. Причем, за этим круглым столом нужно забыть о политике. На что Калле Кюттис ответил: «Я за свое время неоднократно сидел в Ида-Вирумаа за круглым столом и другими столами, но в спорах с политиками мы никакого варианта так и не нашли».

Что касается сокращения числа гимназий, в том числе и в Ида-Вирумаа, Кюттис считает крайне неэффективным содержать в Нарве шесть русских гимназий, но мечтает о том, чтобы сделать в этом городе одну большую русскую гимназию, превратив её в настоящий центр славянской культуры.

Комментарии
Copy
Наверх