Боксерская реформа: утопия или ближайшее будущее?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Наставники сетуют на то, что у руководства Союза бокса не хватает терпения дождаться, пока молодые спортсмены дорастут до соревнований.
Наставники сетуют на то, что у руководства Союза бокса не хватает терпения дождаться, пока молодые спортсмены дорастут до соревнований. Фото: Станислав Мошков

Тренеры и специалисты по боксу в Эстонии вот уже несколько лет недовольны нынешним состоянием этого вида спорта в стране. Многие ветераны помнят времена СССР, когда эстонские боксеры блистали на ринге и были гордостью республики. Куда же все это подевалось и удастся ли энтузиастам достучаться до боксерской верхушки?

В 2008 году пост президента Союза бокса Эстонии покинул Калев Калло. Как вспоминает тренер и ветеран бокса Эстонии Вячеслав Смирнов, тогда вступить в должность главнокомандующего эстонским боксом предложили Велло Кадэ. Правда, временно, пока не появится другой кандидат. Но шло время, претендент на место так и не появлялся, да и Кадэ не особо спешил покидать теплое местечко. Сейчас, спустя несколько лет, тренеры не скрывают своего недовольства не только состоянием бокса в стране, но и правлением Кадэ. Но «господина президента» негодование ветеранов ринга обходит стороной.

Несведенные

«Недовольство? Я не вижу никакого недовольства…» – говорит Кадэ. Однако вот, пожалуйста. «За последние два года у нас не было ни одного общего собрания, чтобы решать все коллегиально, сообща, – говорит тренер Олег Еремеев. – Все решения принимаются узким кругом: правлением Союза бокса. Хотя, по уставу Союза бокса, все решения должны приниматься общим собранием». Организационная часть эстонского бокса тоже оставляет желать лучшего. По словам тренеров, случаи, когда несколько турниров проводятся в один и тот же день, в одном здании и в одно и то же время совсем не редкость.

В настоящее время мало кто из тренеров отмалчивается. Как говорится, накипело. Люди, отдавшие боксу несколько десятков лет, вынуждены наблюдать печальную картину. Вот только громкая и смелая критика в адрес руководства имеет свои последствия. «Я отдал боксу более пятидесяти лет, – говорит тренер и автор нескольких книг об эстонском боксе Рейн Паюр. – Раньше, до прихода на пост президента Велло Кадэ, у меня была IV тренерская категория. Позднее оказалось, что мы с ним идем не в ногу, и моя категория опустилась на одну ступень ниже».

Оказалось, что «ходят не в ногу» с Союзом бокса и другие тренеры. По словам Олега Еремеева, как только в разговоре с Велло Кадэ заходит речь о несогласии с действиями союза, то в ответ можно услышать что-нибудь вроде: «А тебе ведь еще экзамен сдавать... И ты можешь его не сдать и категорию не получить». С коллегой тут же согласился Рейн Паюр: «Да, именно такое от Кадэ можно услышать».

Чьи заслуги?

«По-моему, уровень эстонского бокса поднялся и заметно поднялся, – не соглашается с коллегами Велло Кадэ. – На чемпионате Эстонии было рекордное количество боксеров».

Тренеры недоумевают: руководство требует результата, не давая возможности поставить спортсмена на ноги. «Пацаненок, пришедший в бокс, только через один-два года начинает понимать, что это такое и как нужно боксировать. Но у руководства нет терпения и времени ждать, – говорит Еремеев. – С нас требуют отчета: почему ваши парни не выступают. И что в итоге? Мы учим его стоять, учим основной ударной технике и... всё – отправляем на соревнования».

А последствия таких вылазок бывают весьма печальными. По словам тренеров, на турнирах не смотрят, сколько лет спортсмен занимается боксом. Можно схватить пару хуков и апперкотов от того, кто хоть и одного веса и возраста с тобой, но занимается боксом в два, а то и в три раза дольше. Кому захочется после такого разгрома продолжать посещать тренировки? Силы духа хватает не каждому. «В Таллинне состояние бокса хуже, чем в других районах Эстонии. Городское руководство поддерживает бокс и хочет, чтобы он был в столице, – говорит Кадэ. – Но таллиннские клубы выставляют на соревнования мало боксеров, и тогда город спрашивает: „Где бокс в Таллинне?“ А его нет».

Период правления Велло Кадэ действительно пришелся на вполне удачный в плане результатов период. Неплохо показывают себя братья Кормилины из Маарду, да и их коллеги Айнар и Райн Карлсоны достойны похвалы. Но только кому в заслугу ставить успешное выступление боксеров: им самим, их тренерам или Велло Кадэ?

Категория и Леcгафта перечеркнет

В Эстонии каждый вид спорта имеет свои тренерские категории: от первой до самой высокой, пятой. Бокс эта система не обошла, поэтому многим, даже самым опытным и мастеровитым тренерам, приходится мириться со странными особенностями получения тренерской категории. Странными они кажутся только по отношению к ветеранам бокса. Некоторые из них закончили Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени Лесгафта, а теперь вынуждены доказывать свою профпригодность в борьбе с хитрыми вопросами. «Я несколько раз проваливал экзамен, – вспоминает тренер Вячеслав Смирнов. – Только потому, что вопросы там попадались абсурдные. Например, спрашивали, сколько денег получил Олимпийский комитет Эстонии в 2002 году. Ну и зачем мне это знать?»

«Мы, тренеры, проделываем огромную работу, – говорит Олег Еремеев. – Тренер и в спортзале с боксером работает, и психолог ему, и помощник, и менеджер на соревнованиях, и водитель, и врач… Всего не перечислить».

Ко всему прочему у тренеров давно складывается впечатление, что добиться «повышения» в тренерской иерархии можно только без претензий к руководству союза. «Никаких претензий и жалоб я не слышал, – говорит Кадэ. – С жалобами ко мне обращались разве что судьи из-за того, что им мало платят за работу».

Осенью этого года в спортивном мире Эстонии грядет переизбрание: от президента Олимпийского комитета до руководства мелких спортивных союзов. Не шанс ли это для боксеров-ветеранов, чтобы положить начало реформам в боксе, о которых они мечтают уже на протяжении долгих лет? «У нас нет лидера – вот в чем наша проблема, – говорит Рейн Паюр. – Нет желающего занять это место. Здесь настолько все разрушено, что на восстановление уйдет очень много сил и времени». - «Тут Наполеоном нужно быть!» – добавляет Вячеслав Смирнов. «Как народ захочет, так и будет, – говорит Кадэ. – Я пенсионер, и для меня важно уже то, что я могу чем-то помочь».

Сумеет ли Велло Кадэ сохранить за собой место президента, будет зависеть от решения общего собрания. Но для того, чтобы выбирать и сделать шаг навстречу изменениям в эстонском боксе, Кадэ необходим конкурент. А с его наличием есть некоторые проблемы...

Комментарии
Copy
Наверх