Ольга Сытник: цена на газ может существенно вырасти

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ольга Сытник
Ольга Сытник Фото: Liis Treimann

14 июня закончилась очередная весенняя сессия XII созыва Рийгикогу. В этот период было принято 79 законов, из них 15, или почти 1/5, были законопроектами, над которыми работала экономическая комиссия, членом которой я являюсь, пишет в еженедельнике «МК-Эстония» депутат Рийгикогу Ольга Сытник.

Среди этих законов были и изменения Закона о дорожном движении, законов о конкуренции, азартных играх и гостендерах, Закон о полном открытии рынка электроэнергии и многие другие. Но, пожалуй, один из самых важных документов, которые рассматривались в экономической комиссии, - это законопроект о поправках к Закону о природном газе, в соответствии с которыми право собственности на газопроводную сеть должно быть отделено от деятельности по производству и продаже газа.

Многие из перечисленных законов Центристская партия поддержала, т.к. они или носят технический характер или гармонизируют эстонское законодательство с европейским, но в случае с изменением Закона о природном газе мы голосовали против.

Анализа по Эстонии нет

Согласно принятому закону, фирма Eesti Gaas, которая сейчас является основным игроком на рынке газа, должна будет продать свои газопроводные сети к 1 января 2015 года, а новый их собственник не должен быть связан с продажей газа потребителям.

Напомню, что акционерами Eesti Gaas являются ОАО «Газпром» (37,02%), немецкий E.ON Ruhrgas International GmbH (33,66%), финский Fortum Heat&Gas OY (17,72%), Itera Latvija (9,85%), а также 1,75% акций компании находятся во владении у миноритарных владельцев.

Зачем необходима такая, скорее всего, дорогостоящая процедура разделения Eesti Gaas? Главными аргументами создателей закона является то, что этого требует европейская газовая директива, а также это поможет увеличить надежность оснащения газом, снизятся цены и наладится энергетическая безопасность.

В большинстве европейских стран сети, производство и продажа действительно разделены. Но для Эстонии, как и ряда других стран нашего региона, было сделано исключение. Мы могли не следовать этой директиве до тех пор, пока не появится реальная альтернатива российскому газу. Но у нас нет пока ни одного терминала сжиженного газа и трубопровода, соединяющего нашу систему, например, с финской. Поэтому такая спешка исполнения европейской директивы немного непонятна.

Что касается надежности оснащения, снижения цены и энергетической безопасности, то предоставленные во время подготовки закона материалы и анализ не дают гарантии, что эти цели будут достигнуты выбранными средствами. Все исследования о том, что принесет такая либерализация рынка, которые были заказаны фирмой Elering, не анализируют конкретно наш случай, а опираются на практику других стран. На запрос Госконтроля, почему не было проведено анализа нашей ситуации, Министерство экономики и коммуникаций ответило, что обещание забрать сети у Eesti Gaas содержится в правительственной программе действий и поэтому обсуждению не подлежит.

А платить все равно нам

Центристская фракция сделала предложение в качестве альтернативы создать независимую фирму-оператора, в которую вошли бы как представители нынешних акционеров, так и представители государства. Европейская газовая директива разрешает такой вариант отделения сети от производителя/продавца. Это позволило бы избежать расходов, связанных с выкупом труб, цена которых, по разным оценкам, может достигать 120 миллионов евро. Но наше предложение было отклонено.

Не стоит также забывать, что случилось после разделения сетевой компании и производителя в системе электроснабжения. Нам обещали, что никакого существенного роста цен на электричество это с собой не принесет. Но сегодня мы все видим, что случилось с сетевыми тарифами – они выросли с 2009 года на 28,6%. И никто не может гарантировать, что то же самое не случится с ценой на газ. И это еще одна причина, почему мы голосовали против этого законопроекта.

Кроме того, настораживает активность фирмы Elering во всем этом процессе.

Все исследования и юридический анализ были заказаны и оплачены именно этим предприятием (вернее, нами – потребителями электроэнергии, через сетевой тариф). Хотя на данный момент вопросы газового обеспечения не находятся в его компетенции. Несколько лет назад в прессе мелькали сообщения, что газопровод собираются национализировать именно в пользу Elering. Сейчас напрямую от этого отказались, но косвенно все указывает на то, что именно для этой фирмы будут созданы лучшие условия для покупки (если она, конечно, состоится). Таким образом, монопольные предприятия еще больше концентрируются в руках узкого круга лиц, и это вместо либерализации рынка ведет к обратным процессам.

В любом случае, решение, принятое 52 членами парламента, понесет за собой расходы, которые придется покрывать нам, потребителям. Будь то плата за газопроводные сети, если они будут все-таки проданы, возросшие сетевые тарифы или судебные издержки, если Eesti Gaas подаст в суд и выиграет его.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх