Репортаж: Яна Тоом судится с КаПо

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Яна Тоом в суде против КаПо.
Яна Тоом в суде против КаПо. Фото: Наталья Сысенко

Сегодня в Таллиннском административном суде начались слушания по делу депутата Рийгикогу от Центристской партии Яны Тоом против КаПо, которая, на взгляд истицы, необоснованно обвинила ее в своем ежегоднике чуть ли не в антигосударственной деятельности с целью русификации местных школ.

В качестве свидетелей со стороны Полиции безопасности на суд явились бывший министр образования Тынис Лукас, представитель Министерства образования и науки Ирене Кяосаар, Наталья Лапикова и Наталья Лакатош. В качестве адвоката обвиняемой стороны выступает бывший канцлер юстиции Аллар Йыкс.

Представитель истицы Оливер Няэс попросил суд отложить рассмотрение дела, ссылаясь на то, что, отвечающая сторона нарушила правила, прислав документы лишь в пятницу, в связи с чем Тоом и ее защитники не успели ознакомиться с материалами дела, в то время как по закону на ознакомление с материалами дела полагается семь дней.

По мнению адвоката, КаПо - крупная госструктура, следовательно, в ней должны быть люди, которые должны были успеть подготовить материалы вовремя. Судья Дагмар Маастик нашла это ходатайство законным, однако Аллар Йыкс заметил, что материалы были отправлены еще 7 сентября.

Напомним, после того как в своем весеннем ежегоднике Полиция безопасности привела деятельность Яны Тоом и вице-мэра Таллинна Михаил Кылварта в качестве потенциально антигосударственной, министр внутренних дел Кен-Марти Вахер заявил, что КаПо в своем ежегоднике не обвиняет ее в противозаконной деятельности.

«Однако, – отметил он, – КаПо обращает внимание общественности на то обстоятельство, что своей деятельностью Вы поддерживаете так называемую политику соотечественников Российской Федерации». По мнению министра, эта политика не направлена в первую очередь на сохранение культурных связей и призыв к людям вернуться домой, но на манипулирование определенными группами людей с целью оказать влияние на суверенные решения стран их местонахождения.

Полиции безопасности утверждала, в частности, будто бы депутаты Рийгикогу Яна Тоом и Михаил Стальнухин, а также вице-мэр Таллинна Михаил Кылварт «давят» на русские школы с целью торпедировать переход на эстонский язык обучения.

"Свое выступление Яна Тоом начала с того, что проблема сохранения русской школы в Эстонии - самая важная, - сказала свидетельница со стороны КаПо Наталья Лакатыш о собрании, состоявшемся в феврале 2011 года в Русской гимназии Хааберсти, где Лакатош в то время преподавала историю. - Что в Эстонии давно не готовят учителей для русскоязычных школ, что необходимо заботиться о сохранении русскоязычной школы, так как сначала проводится реформа в гимназических классах /.../, а следующей будет основная школа. Далее она сказала, что реформа не подготовлена, и аргументировала это тем, что не готовы учителя, ученики, нет учебников, дети учатся по учебникам для эстонской школы". По ее словам, Яна Тоом говорила, что данная реформа сделает русских детей неконкурентоспособными, хотя утверждается, что реформа проводится для повышения конкурентоспособности.

По словам свидетельницы КаПо, Яна Тоом сказала, что она как вице-мэр Таллинна и ее единомышленники борются за сохранение русскоязычного образования в Эстонии и призывают родителей быть активными, а попечительские советы школ должны защищать интересы школьников, и данная языковая реформа гимназий должны проводиться в другом виде. «Надо остановить эту реформу и проводить обучение эстонскому языку на уроках эстонского языка», - привела Лакатош идею Яны Тоом. - Тоом сказала, что многие дети не связывают свое будущее с Эстонией и привела пример, что ее дочь тоже учится в Воронеже. Родители, находившиеся в зале, слушали это очень эмоциональное выступление Яны Тоом, и было создано ощущение, что дети в опасности, надо что-то делать. Но выступление было не о том, как помочь, как проводить реформу, а как ее остановить».

«Была нарисована картина, что дети будут неуспешны, что эта реформа проводится непоследовательно и во вред русскоязычным школьникам, что переход недостаточно подготовлен, что нужно добиваться того, чтобы предметы не переводили на эстонский язык, а эстонский язык изучали на уроках эстонского языка», - объяснила Лакатош, в чем заключалась эмоциональность выступления Яны Тоом, добавив, что никаких угроз (по части применения своей политической силы) из уст вице-мэра не звучало.

На вопрос защиты Яны Тоом, призывала ли политик свергнуть правительство или изменить конституционный строй Эстонии, Лакатош ответила отрицательно.

«У меня есть личный опыт. Вы видите, что я владею эстонским языком не очень хорошо. Мои дети окончили эстонскую школу и эстонский университет. Один сын продолжил обучение в Финляндии на финском языке. Это не помешало им сохранить свои родные языки — русский и венгерский. Когда 20 лет назад мои дети пошли в школу, на меня давили в том числе мои коллеги — они убеждали меня, что дети в эстонской школе будут неуспешными, их будут обижать, они будут стесняться своих родителей, поэтому я должна отдать детей в русскую школу. Я отдала детей в эстонскую школу, и я знаю, что даже 100% обучения на эстонском языке по силам любому ребенку, но очень важна работа родителей, - ответила Лакатош на вопрос, поддерживает ли она реформу образования. - Сейчас, когда есть возможность частично обучать детей в гимназии на эстонском языке, это совершенно по силам детям, но на таких собраниях с родителями, где была Яна Тоом, надо изучать с родителями успешный опыт и помогать им заниматься с детьми в случае какого-либо предмета на эстонском языке. Это можно делать в школах в группах продленного дня, оплачиваемых государством. Я за реформу».

Комментарии
Copy
Наверх