Два процента удачи — в бутылке раритетного виски

, театральный и кинокритик
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вся честная компания демонстрирует бдительным полицейским, что спиртного у них с собой нет и быть не может.
Вся честная компания демонстрирует бдительным полицейским, что спиртного у них с собой нет и быть не может. Фото: Кадр из фильма

Британский ветеран кино режиссер Кен Лоуч снял фильм про так называемые отбросы общества, для которых путь к честной жизни лежит через преступление.


 


«Доля ангелов» — те два процента виски, которые неизбежно испаряются при хранении напитка в бочке. Британцы с присущим им несколько фамильярным по отношению к сакральным вещам юмором считают, что эти два процента выпивают ангелы, после чего виски чуть-чуть теряет в крепости и букете, но простые смертные этого не замечают.

Не знаю, как виски, но фильм британского ветерана кино Кена Лоуча «Доля ангелов» свидетельствует, что его 76-летний автор ничуть не потерял в крепости и аромате своего таланта.

Классик британского социального реализма остается верен своему мировоззрению, которое он четко высказывал на протяжении десятилетий (см. его картины «Ветер, который качает вереск», «Хлеб и розы», «Град камней», «Отбросы общества», «На чьей ты стороне» и др.). Но «Доля ангелов» отмечена особой легкостью интонации, хотя за ее непринужденно авантюрными перипетиями стоят очень серьезные смыслы.

Отбросы общества
Лоуч взвалил на себя роль исследователя жизни отверженных, тех, кого считают отбросами общества. Но Лоуч — не просто бытописатель бед безработного, бездомного, никудышного люда, каким был, к примеру, рано ушедший из жизни финский драматург Реко Лундан. Лоуч в кинематографе развивает ту тему, с которой пришли в английскую литературу рассерженные молодые: Кингсли Эмис, Джон Брэйн, Джон Осборн, Аллан Силитоу и др.

Их герои — пролетарии, стоящие перед закрытыми дверцами социального лифта и отчаянно давящие на кнопку в надежде, что дверь распахнется, лифт примет их в свое чрево и, не застряв между этажами, доставит наверх, в Room at the Top, как назвал свой знаменитый роман Брэйн.

«Доля ангелов» ближе всего к прозе не Брэйна, а Силитоу, который в своем «Начале пути» смешал жанры социального и плутовского романа. Герой дождался своего социального лифта, но путь наверх пролегал через близкое знакомство с криминалитетом: парень, желавший выбиться из низов, начал восхождение с нелегальной перевозки золота через границу.

Кен Лоуч создает свой купаж тоже из смеси социального и плутовского жанров. Он собирает вместе целый букет раздолбаев, приговоренных за разные антиобщественные проступки к общественно полезным работам. Центральный персонаж — Робби, которого без преувеличения можно назвать отбросом общества. Но отбросом, отчаянно пытающимся выбраться из помойки куда-то в не столь благо­ухающую среду.

Исполнитель этой роли Пол Бренниган поразительно органичен — и не только благодаря своему несомненному таланту, но и благодаря судьбе: в юности Пол был отъявленным хулиганом.

«Ангелы» и наставник
Остальные «ангелы» тоже очень колоритны. Алкаш Элберт, в пьяном виде упавший на рельсы метро, но спасенный полицейским; неисправимая клептоманка Мо и рыжий фрик Рино, постоянно ищущий приключений на свою… допустим, голову. Они — персонажи откровенно комичные.

Не то, что Робби, которого жизнь приперла к стене: его подруга Леони ждет ребенка, отец и братья девушки ненавидят набивающегося в зятья отморозка — братья его избивают, а отец готов выдать Робби деньги на начало новой жизни, только бы он убрался куда подальше и оставил Леони в покое.

В довершение ко всему горячий шотландский парень вспыльчив, и на нем висят приводы в полицию и судебные разбирательства. Робби мечтает о добропорядочной семейной жизни с Леони, но мечтать не вредно, а вот как добиться своего?

Общественно полезные (и в меру бессмысленные) работы компания выполняет под надзором пожилого, но еще очень крепкого джентльмена из простых Гарри (Джон Хеншоу), красный цвет лица которого говорит о неизбывном пристрастии к шотландскому национальному напитку.
Гарри — душа-человек.

Он в самом деле хочет помочь своим подопечным. А отвлечь человека от порочных привычек можно, только заинтересовав его. Вот Гарри и увлекает их своим хобби. Он не только любитель виски, но и ценитель, ездит на дегустации в клубы и на винокурни — и берет с собой ребят.

И тут в Робби открывается талант распознавать сорта виски по крепости и букету, да такой, что парень не уступит самому опытному дегустатору. С этой минуты социальная составляющая временно отходит на второй план, уступая сцену плутовскому сюжету.

Путь к честной жизни
Кен Лоуч, как и любой британский джентльмен, обожает парадоксы. Парадокс, лежащий в основе фабулы фильма, заключается в том, что для того, чтобы проторить путь к честной жизни, Робби и компания должны совершить преступление: похитить некоторое количество чудом сохранившегося раритетного виски, за бутылку которого коллекционеры дают сумму с пятью нулями, и продать сомнительному типу с иностранным именем Тадеуш, который, в свою очередь, перепродаст дорогой напиток какому-то олигарху.

Кадры аукциона и похищения виски сняты очень весело, причем саспенса, заимствованного из фильмов-экшн, не то, чтобы много, но в самый раз. Во время перекачивания драгоценного напитка из бочки у зрителя несколько раз вместе с похитителями душа уходит в пятки.

Зато как веселит сцена, в которой богатый оригинал, купивший виски на аукционе, с ученым видом знатока смакует напиток и одобрительно кивает (хотя он уже разбавлен самым заурядным сортом из близлежащей бочки). Вот чего стоят все эти снобы, считающие, что вместе с богатством приобрели хорошие манеры и право судить о вещах, в которых понимают не больше, чем свинья в апельсинах!

Кража оказывается единственным шансом начать жизнь сызнова, заработать денег и избавиться от клейма отбросов общества (правда, только для того, кто действительно этого хочет).

Ибо в обществе, где преступность безнаказанна и самые подлые деяния подводятся под формулу «юридически все корректно» (я не только Соединенное Королевство имею в виду!), почти что невинная и подкупающе элегантная кража виски — едва ли не самый честный и благородный способ выжить.

Ибо дело не в краже, а в нежелании прогибаться под изменчивый мир, нежелании капитулировать перед обстоятельствами и оправдываться тем, что выхода, вроде бы, нет.

Выход есть. Вот только не сидите сложа руки, леди и джентльмены. Нет, я не призываю вас похищать редкие напитки и другие антикварные ценности — это как-никак юридически некоррект­но. Тем более, что вы не обладаете парламентской неприкосновенностью. А вот задуматься над тем, достойны ли этой неприкосновенности те, кто вовсю ею пользуются, как раз пора.

С наступающим Новым годом, леди и джентльмены. А новое счастье попробуйте добыть себе сами!

«Доля ангелов»

(«The Angels’ Share»)

Великобритания, 2012

Режиссер-постановщик

Кен Лоуч

Автор сценария Пол Лаверти

Оператор Робби Райан

В ролях: Пол Бренниган, Джон Хеншоу, Гэри Мейтленд, Жасмин Риггинс, Уильям Руэйн, Шиван Рэйли и др.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх