В Йыхви открыли памятник и уникальный пешеходный бульвар

Olga Lebedeva
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Здание горуправы в Йыхви.
Здание горуправы в Йыхви. Фото: Arno Mikkor.

Йыхви, открывший 5 декабря памятник Кальо Кийску и уникальный пешеходный бульвар, вписал в книгу истории города достойную главу, пишет «Северное побережье».

Йыхвиский пешеходный бульвар со светильниками в форме клюквин и снежков – единственный в своем роде в Европе. «Это – клюковка на торте», – констатировал при его открытии Райнер Аавик, представитель EAS, участвовавшего в финансировании променада.

Строительство начали в 2007 году, и прогремевший 5 декабря на краю центральной площади красочный салют отметил завершение его третьего этапа. «Удаются те вещи, что делаются с душой», – сказал йыхвиский волостной старейшина Тауно Выхмар, благодаря архитекторов, дизайнеров светильников и строителей пешеходного бульвара.

Из-за случившегося в послевоенное время большого пожара Йыхви лишился своего старого доброго городского пространства, которое можно было бы отшлифовать до совершенства. Создание красоты и безопасности пришлось начинать с нуля, из-за чего Йыхви оказался в исключительном положении по сравнению с другими городами Эстонии. «Однако с привлечением лучших технологий, дизайнеров и строителей это становится и нашей возможностью», – волостной старейшина Тауно Выхмар отметил, что при желании есть шанс сделать из недостатка преимущество.

«Хорошее начало положено», – выразил старейшина надежду, что в будущем пешеходы смогут по бульвару безопасно добираться до самого Паннъярве.

Член правления построившего променад Teede REV-2 Таймо Мурер пожелал пешеходам легкой ноги на новом бульваре, сделавшем дорожную среду города более безопасной, и призвал беречь сделанное с заботой и любовью, как двор своего дома. «Хорошего пользования!».

Танель Тухал от имени проектировщиков променада выразил надежду, что этот уникальный пересекающий город дорожный отрезок будет круглый год поднимать настроение.

«Действительно красиво!» – слышалось среди народа, шествовавшего по бульвару под красочный салют и «Песню странника» к концертному дому – на открытие памятника Кальо Кийску.

«Вечерняя песня странника» взята из фильма Кальо Кийска „Нипернаади“. На счету мастера, покинувшего этот мир в 81 год, в общей сложности 17 кинолент. Это рекорд, который до сих пор побить не удалось. «Никто другой не внес в историю эстонского кино столько, сколько Кийск», – констатировал на открытии памятника уроженцу Ида-Вирумаа кинорежиссеру и актеру Кайльо Кийску председатель правления Эстонского киносоюза Яак Лыхмус, отметив, что этот рекорд включает только хорошие фильмы.

Кийск среди эстоноземельцев был популярен как актер. «Его знали даже лучше, чем песни из «Последней реликвии», – по оценке Лыхмуса, Кийск проявил себя больше все же в качестве кинорежиссера.

Для игравшего в предпоследнем фильме Кийска «Регина» Райво Э. Тамма это означало сотрудничество с мастерами старой школы «Таллинфильма». «Мне нравятся люди старше меня, мне страшно нравится слушать их истории и я наслаждаюсь их старой школой партнерства и актерского мастерства, где бы оно ни проявлялось – на театральной сцене или на съемочной площадке», – сказал он.

Роль городничего, сыгранную Кийском в постановке Vanalinnastuudio «Ревизор», вспоминает тоже игравший в ней Райво Э. Тамм, как торжество актерского мастерства. «Редко случается, чтобы я наблюдал за чьей-то игрой из-за кулис, однако в случае Кийска я делал это, наслаждаясь тем, с каким богатством нюансов он играл, и мне не надоедало смотреть на это каждый день».

Сотрудничество с Кийском продолжилось у Райво Э. Тамма в художественной ленте Тыниса Каска «Старик хочет домой», а далее – в телесериале «Ынне, 13», где Кийск покорил сердца зрителей в роли сапожника Йоханнеса.

Кийск в роли звонаря Либле в «Весне» вошел в историю эстонского кино, как и исполнительница роли Теэле в этой же ленте Рийна Хейн, вспоминавшая Кийска на съемочной площадке в образе доброго дедушки, чьим мудрым изречениям дети охотно внимали. «К нам, детям, он относился очень хорошо и ни разу не взглянул на нас сверху вниз», – сказала Хейн.

Уроженец Ида-Вирумаа скульптор Юри Оявер дал памятнику Кийску хвалебную оценку: «Удавшаяся скульптура достойному человеку в верном месте».

Памятник был создан скульпторами Айваром Симсоном и Паулем Мяндом при финансовой поддержке свыше 80 частных лиц и предпринимателей. Дочь Кийска Рийна Вийдинг отметила, благодаря за оказанную ее отцу честь, что этот памятник является также знаком признания всему эстонскому курсу, закончившему в 1953 году Московский институт тетра и кино и делавшему погоду в послевоенной культурной жизни Эстонии.

«Очень эмоциональный, невероятно счастливый день, – сказала вдова Кийска Синайда после открытия памятника. – Вирсуцы – крепкий народ, сделали!»

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх