Человек, который послал Гитлера

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Открытки с портретом Пауля фон Леттова-Форбека были весьма популярны в Германии 1920-х годов.
Открытки с портретом Пауля фон Леттова-Форбека были весьма популярны в Германии 1920-х годов. Фото: wikipedia.com

Среди круглых дат этого года – 50 лет со дня смерти немецкого офицера, который, будучи героем Первой мировой войны, сумел не запачкать себя участием во Второй.

Судьба Пауля фон Леттова-Форбека не уникальна: были и другие немцы, которые либо отказались сотрудничать с Гитлером (начальник генштаба сухопутных войск Людвиг Бек в 1938 году подал в отставку, не желая принимать участие в подготовке к войне), либо пытались с ним бороться (граф Клаус фон Штауффенберг возглавил «июльский заговор» 1944 года, но не преуспел). Однако Леттов-Форбек был и остается единственным человеком, который буквально послал Гитлера, что называется, по матери – да так, что ему за это ничего не было. Предпринять что-либо против такого героя не решился даже Гитлер.

Офицеры и джентльмены

Пауль Эмиль фон Леттов-Форбек родился в 1870 году в Саарлуисе в небогатой дворянской семье. Он был потомственным военным, той «военной косточкой», которые в совокупности составляли скелет Германской империи. Получив образование артиллерийского офицера, Леттов-Форбек стал продвигаться по карьерной лестнице и к 25 годам сделался старшим лейтенантом. В 1900 году его в составе международного контингента послали в Китай подавлять бунтовщиков-ихэтуаней (в наших учебниках этот мятеж назывался «восстанием боксеров»). Он выполнил свой долг, но без особого энтузиазма – ему не нравилось воевать с партизанами, и он был уверен, что такая война вредит армейской дисциплине. Леттов-Форбек принадлежал к старой школе, считавшей, что сражаться надо честно, на поле боя, не трогая гражданских и по возможности избегая потерь.

Вернувшись из Китая, он стал членом Генерального штаба, однако в 1904 году был отправлен в Африку. Конкретнее – в Германскую Юго-Западную Африку, «протекторат», а попросту колонию (ныне Намибия), где восстали племена гереро и нама. Леттов-Форбек участвовал в подавлении восстания, однако судьба хранила его от темных дел: повредив левый глаз и получив ранение в грудь, он был эвакуирован до того, как его соотечественники принялись с азартом истреблять взбунтовавшиеся племена.

Прослужив несколько лет в Германии, майор фон Леттов-Форбек вернулся в Африку и в октябре 1913 года принял командование войсками Германского Камеруна. Но покомандовать в Камеруне толком не успел: в апреле 1914 года его послали в Германскую Восточную Африку (ныне это территория Бурунди, Руанды и Танзании), еще одну колонию, граничившую с бельгийским Конго, португальским Мозамбиком, а также британскими Кенией и Северной Родезией.

Германия стала удовлетворять свои имперские амбиции поздно, но у этой медали была и обратная, положительная сторона: германские офицеры брали пример с британских, а те к концу XIX века все реже поступали по поговорке «джентльмен перестает быть джентльменом к востоку от Суэца». Так, колониальные чиновники и военные считали, что говорить с «дикарями» на их родном языке не только не зазорно, но, наоборот, единственно верно для белого человека – и Леттов-Форбек выучил в Африке суахили, что сильно ему помогло. По натуре он был «офицером и джентльменом» – и остался собой после роковых выстрелов в Сараево.

Непобедимый немец

После начала Первой мировой положение Германской Восточной Африки оказалось незавидным: ее окружали колонии стран Антанты, располагавшие армиями, превосходящими по численности отряды Леттова-Форбека (2600 немцев, 2472 африканца – так называемые «аскари», туземцы на службе европейцев). Подполковник фон Леттов-Форбек знал, что основным театром военных действий останется Европа, но и в Африке немцев в покое не оставят. Как в этой ситуации можно помочь родине? Только одним способом – отвлечь на себя как можно больше сил противника и продержаться как можно дольше.

Британцы и правда сразу обратились к своим доминионам с просьбой захватить близлежащие колонии Германии. В скором времени песенка почти всех германских колоний была спета – за единственным исключением: Германская Восточная Африка оставалась свободной. Генштаб приказал Леттову-Форбеку сидеть тихо, но подполковник и не думал подчиняться приказам людей, не понимающих обстановки на местах. В сентябре 1914 года, не дожидаясь британского удара, он перешел германско-британскую границу и захватил кенийский город Тавета. Одержав победу в четырехдневной битве при Танга, подполковник атаковал британскую железную дорогу и захватил провиант и боеприпасы. Январь 1915 года был отмечен победой у Джассина, после чего Леттов-Форбек набрал добровольческую партизанскую армию, около 14 тысяч человек, с которыми говорил на суахили и вовсе не как «белый хозяин»: «Мы все африканцы!» – часто провозглашал он.

В 1916 году Великобритания послала против хитроумного немца 45-тысячную армию под командованием Яна Смутса, но Леттов-Форбек знал местность своей колонии куда лучше британцев – и то уклонялся от боев, то наносил неожиданные удары и исчезал неизвестно куда. Британские потери превосходили немецкие в пять-десять раз. В ноябре 1917 года Леттов-Форбек, видя, что удерживать колонию все труднее, отдал приказ вторгнуться в португальский Мозамбик. На целый год его армия превратилась в кочующее племя, успешно захватывавшее гарнизоны и пароходы и вследствие этого не имевшее проблем ни с едой, ни с лекарствами, ни с оружием.

В ноябре 1918 года, узнав об окончании войны в Европе, Леттов-Форбек – уже генерал-майор – капитулировал. Его отряд состоял на тот момент из 125 немцев, 1168 аскари и 3500 носильщиков. Германия проиграла войну, и Леттов-Форбек оказался единственным немцем, которого Антанта не смогла победить – и который, более того, успешно сражался на ее территории. Он не запятнал себя ни подлостью, ни поражением. Враги уважали его не меньше, чем друзья.

«Но не столь вежливо»

После войны Леттов-Форбек какое-то время оставался военным и в числе прочего участвовал в подавлении восстания коммунистического «Союза Спартака». Возможно, этот эпизод, а также консервативный Капповский путч заставили Леттова-Форбека покинуть армию. Он женился, переехал в Бремен и стал бизнесменом. В середине 1920-х Леттов-Форбек встретился в Лондоне с прежним врагом Яном Смутсом; взаимоуважение двух джентльменов было столь велико, что они стали друзьями и оставались ими вплоть до смерти Смутса в 1950 году.

В конце 1920-х Леттов-Форбек подался в политику и стал депутатом рейхстага от монархистской партии. Нацистскую партию и ее лидера он за людей вообще не считал и одно время носился с идеей создать правую коалицию, чтобы не подпустить к власти НСДАП. Когда в 1935 году Гитлер предложил Леттову-Форбеку стать послом в Великобритании, тот отреагировал с солдатской прямотой. «Дядя послал Гитлера в пешее эротическое путешествие, – вспоминал племянник Леттова-Форбека, – только сделал это не столь вежливо».

Герой Первой мировой сознательно не участвовал во Второй – она не была войной джентльменов. Оба его сына служили в вермахте и погибли в первые годы войны. Сам Леттов-Форбек выжил при бомбардировке Бремена, его семья голодала, после войны он выживал благодаря посылкам с едой, в том числе от Яна Смутса. Потом дела стали налаживаться. Кроме прочего, власти Германии искали военных, которые могли бы стать примером для немецкого народа – героев, но не нацистов, – и Леттов-Форбек оказался чуть не единственным таким человеком. В 1953 году он даже съездил в Африку, где постаревшие аскари приветствовали экс-командира боевым гимном «Хэйя сафари».

Пауль Эмиль фон Леттов-Форбек жил долго и умер в 1964 году на 95-м году жизни. Хоронили его торжественно. Как сказал министр обороны ФРГ, «он остался непобежденным» – во всех смыслах этих слов.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх