Загадочная мужская страсть: коллекция может довести до развода

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Руководитель Нарвского клуба 
коллекционеров Юрий Зернов считает, что если человек 
родился со страстью к собиранию и систематизированию 
редких вещей, она остается с ним на всю жизнь.
Три роковые тетрадки довели до развода.
Руководитель Нарвского клуба коллекционеров Юрий Зернов считает, что если человек родился со страстью к собиранию и систематизированию редких вещей, она остается с ним на всю жизнь. Три роковые тетрадки довели до развода. Фото: Ирина Токарева

Нарвский клуб коллекционеров – организация неформальная, нет у нее ни регистрационного номера, ни членских взносов. Все просто: каждое воскресенье с десяти до двенадцати около ста человек, купив в кассе дома культуры «Ругодив» билет за пятьдесят центов, проходят в заветную комнату на первом этаже, где можно приобрести или обменять те или иные предметы –  марки, значки, медали, монеты, спичечные этикетки, книги и многое другое. Или просто пообщаться.

«Раньше нас было еще больше, но многие коллекционеры теперь  предпочитают общаться через Интернет. Нас же можно сравнить с гаражным кооперативом, куда мужчины ускользают по выходным, чтобы якобы что-то там  делать с машиной, а на самом деле – пообщаться и отдохнуть от  семейной рутины», – рассказывает неформальный руководитель неформального клуба Юрий Зернов.  

У Бога возможностей больше

Юрий вспоминает, что его собственная страсть к коллекционированию началась, когда ему было двенадцать лет: вначале самостоятельно собирал марки, потом  пришел в кружок филателистов во Дворец пионеров, которым  тогда руководил известный нарвский филателист Калью Мюйр.

«Как во времена моего детства, так и сейчас, среди коллекционеров в основном либо мальчишки, либо старики:  на эту страсть уходит столько же времени, а то и денег, как на семью.  Когда человек создает семью, он должен вырастить и поставить на ноги детей, а потом, конечно, может снова вернуться к коллекционированию: это увлечение на всю жизнь».

Сам Юрий признается, что теперь и  у него как человека семейного времени на коллекционирование почти нет, зато из этого увлечения вырос его нынешний бизнес: Юрий основал интернет-магазин товаров для коллекционеров, в котором продает разные редкости, а также каталоги и принадлежности для хранения монет, марок, значков и прочих предметов коллекционирования.

Карел Чапек, посвятивший немало своих произведений загадочной коллекционерской страсти, в рассказе «Похититель кактусов» заметил устами своего фанатичного героя:

«Знаете, женщины подвержены всевозможным страстям, но они сроду не собирали коллекций. Вам доводилось хоть раз в жизни встретить женщину, которая владела бы коллекцией марок или жуков, первоизданий или еще чем-нибудь в том же роде? Никогда в жизни, ваша милость! У женщины нет такой основательности и... и фанатизма. Женщины так ужасающе трезвы, ваша милость! И знаете, самое большое различие между нами и ними в том, что одни мы занимаемся коллекционированием. По-моему, вселенная – это большое собрание светил; и, видимо, Бог – мужчина что надо, раз он собирает коллекции миров, оттого их такое бесчисленное множество. Черт побери, если бы у меня было столько простора и средств, как у Него!»

Жена и коллекция

Видимо, классик был прав: в нарвском клубе коллекционеров женщин тоже нет, и, по словам его членов, коллекционерский азарт, увы, далеко не каждая женщина готова если не понять, то хотя бы смириться с ним.

Иван Чухарев, который больше пятидесяти лет, тоже с двенадцатилетнего возраста коллекционирует спичечные этикетки, показывает три разноцветные тетрадки: каталог его коллекции спичечных этикеток, выпущенных на фабрике города Череповца с 1973 по 1982 год. Казалось бы, что в них драматичного? Но из-за этих тетрадок Иван в свое время развелся с первой женой и переехал из Череповца в Нарву.

«Жена и раньше была недовольна тем, что из-за коллекции я недостаточно уделяю время семье, но когда коробки со спичечными этикетками заполнили все антресоли в квартире, она начала ворчать: освободи антресоли, они мне нужны для другого!» – рассказывает Иван. В итоге супруги развелись, а коллекция череповецких спичечных этикеток оказалась в Нарве.

Об этой истории знает весь клуб: мужчины сочувствуют Ивану. По их мнению, систематизированная и полная коллекция спичечных или лимонадных этикеток, которую собирают много лет, может рассказать об истории завода, города или целой страны, ее трудно переоценить, и только несведущий человек может сказать про нее: «Зачем хранить всякий хлам?» Увы, коллекционеры не всегда находят понимание у своих близких, поэтому одна из их забот – еще при жизни пристроить коллекцию в надежные руки.

Один из коллекционеров, просивший не называть его имени, рассказал, что несколько лет назад он увлекся собиранием каслинского литья. Еще в XIX веке в городе Касли на Урале начали выпускать художественные изделия из чугуна – от заколок для галстуков до царских бюстов, и эта традиция сохранилась до наших дней. «Это очень красивые вещи, а старинные стоят очень дорого, но это для тех, кто понимает. Поэтому я свое каслинское литье заранее пристроил в понимающие руки – не хочется, чтобы после моей смерти коллекция оказалась на помойке».

Драгоценные экземпляры

С чего начинается страсть к коллекционированию? «С приятного, сильного впечатления,  которое хочется надолго сохранить. Например, свою библиотеку я начал собирать еще в 12 лет, когда мама купила мне "Туманность Андромеды", которую я несколько раз прочел от корки до корки.  И всю жизнь эту библиотеку за собой таскаю: в свое время перевез ее из Абакана сюда, в Нарву, перевозил с квартиры на квартиру и сейчас продолжаю пополнять», – рассказывает коллекционер Юрий Щукин.

Кроме библиотеки, у Щукина много других коллекций, часть из которых он собирал много лет. «Составление  каждой новой коллекции – это приключение, почти у каждого экземпляра  есть своя история. Но об этом вам ни один коллекционер не расскажет:  неизвестно, кто прочтет вашу статью и потом начнет охотиться за этой вещью. Коллекционеры – люди осторожные и недоверчивые, когда речь идет об их драгоценных редких экземплярах».

Юрий Зернов вспоминает, как однажды  встретил своего знакомого таллиннского коллекционера в превосходном настроении: тот долгие годы собирал коллекцию иностранных марок, в которой не хватало одной-единственной серии с изображением собак. «И вот в тот день он эту недостающую серию марок, наконец, нашел, переплатил за нее вчетверо, но все равно был страшно рад. Хотя это и не конец: коллекция жива, пока ее пополняют».

У того или иного раритета не бывает определенной цены, все зависит от того, насколько он кому-то необходим: «Иной раз коллекционер встречает подходящую для пополнения его коллекции вещь, за которую готов отдать 20 евро, а просят 50 –  и договориться не получается. Но потом может оказаться, что такой же экземпляр больше не удается встретить в течение нескольких лет. И когда коллекционер снова встречает такую вещь – он готов и  200 евро отдать, лишь бы коллекцию пополнить».

По мнению Юрия, для создания ценной коллекции нужны три вещи:  свободное время, деньги и, главное, – особый склад характера, страсть к собиранию и систематизированию разных диковин, над которой можно смеяться, но которая у человечества в целом не иссякнет никогда.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх