Смотрите галерею: закоулки старого Вильнюса

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
К костелу Святого Казимира, стоящему на главной улице Старого города, можно подобраться и с другой стороны.
К костелу Святого Казимира, стоящему на главной улице Старого города, можно подобраться и с другой стороны. Фото: Вера Копти

Если соседнюю Ригу жители Эстонии знают неплохо, то до Вильнюса мы добираемся редко. А если даже добираемся, то осматриваем хрестоматийные достопримечательности, и ничего более. А жаль.

Северный Иерусалим, город виленского барокко... У столицы Литвы много разных названий и очень красивый Старый город, сильно отличающийся от нашего. В частности, там только одни сохранившиеся крепостные ворота, но во много раз больше церквей, монастырей и соборов. Здесь 74 квартала, 70 улиц и переулков, 1487 зданий, большая часть которых не моложе XVIII века.

И все-таки сначала экскурсия

Для начала перечислим церкви и соборы, мимо которых не пройдет ни один гид. Есть легенда, что грациозную стройную краснокирпичную церковь Святой Анны Наполеон хотел унести на ладони в Париж. Рядом распластался массивный и архаичный костел Святых Франциска и Бернарда. На главной улице Старого города – Пилес (Замковая) высится увенчанный короной Великого княжества Литовского костел Святого Казимира – одно из красивейших зданий города. Святые ворота, Аушрос Вартай – Ворота Зари по-литовски и Остробрамские по-польски – единственные сохранившиеся ворота городской крепостной стены. В надвратной башне находится часовня с чудотворной иконой Остробрамской Божьей Матери.

Существует несколько легенд о ее происхождении, согласно одной из них, икона была подарена греческими монахами из города Херсона великому князю Альгирдасу во время его крымского похода. Святой образ творил чудеса и защищал город от несчастий. На стенах часовни закреплены серебряные изображения рук и ног: считается, что мадонна излечивала различные хворобы. Все, кто интересуется польской историей и культурой и немного понимает польский язык, знают фразу: «Матка боска, Остробрамска, Ченстоховска!» Так что вильнюсская икона поставлена в один ряд со знаменитым изображением Девы Марии в польском городе Ченстохове.

Рядом с часовней Острой брамы – красивый костел Святой Терезы. Когда-то его фасад был отделан шведским гранитом и мрамором разных цветов, а главный алтарь – один из самых красивых в Литве, в интерьере – фрески, скульптуры и прочее пышное убранство. Если пройти в арку и чуть дальше, то попадем в бывший монастырь босых кармелитов, в котором сейчас отличный отель Domus Maria.

Рядом – православный монастырь Святого духа и чуть дальше, но тоже совсем рядом – костел Святого Казимира. Поэтому по утрам и вечерам перезвон колоколов служит жильцам отеля лучше будильника.

Кафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава с отдельно стоящей колокольней и замечательным музеем в подвале – визитная карточка столицы Литвы. Есть неотреставрированные и недействующие церкви, монастыри. Но давайте перейдем от церковной жизни к светской.

Куда глаза глядят

Для начала заглянем в вильнюсские подворотни и побродим по кривым улочкам еврейского гетто. Говорят, что если вы понравитесь Вильнюсу, то он откроет вам свои тайны: проходные дворы, закоулки и ворота. Видимо, мы городу понравились, потому что таких потрясающих подворотен я не видела нигде. Идешь себе по улице, например, Пилес и то и дело вертишь головой: в одной подворотне – ресторанчик, в другой – увитые плющом деревянные домики, в третьей – скульптуры и картины, а в четвертой-пятой вроде бы ничего особенного, но в одной стоят сразу две красные машины, а в следующей бредет старушка с красной авоськой – живописно невероятно.

А еще в Вильнюсе изумительные балконы. Они вырастают буквально из ничего и увиты цветами. Особенно здорово это смотрится, когда сам дом старый и неухоженный.

Так и бродили мы по городу куда глаза глядят. Увидев на стене одного из домов недалеко от ратуши мемориальную доску в виде карты и прочитав, что написано рядом с ней, поняли, что находимся буквально на пороге гетто. В Вильнюсе в общей сложности было уничтожено 40 000 евреев, запертых в двух гетто – большом и малом. Их разделяет улица, по иронии судьбы, носящая название Немецкая – Вокечу.

Если кривые улочки малого гетто – сугубо туристические, здесь многолюдно, уйма ресторанчиков и художественных салонов, то в большом, где в основном находятся редакции журналов, издательства, посольства и какие-то учреждения, очень тихо. Но именно здесь, на перекрестке улиц Месиню и Диснос, стоит один замечательный памятник – доктору Айболиту.

Рукотворные памятники

Цемах Шабад был очень известным в Вильнюсе доктором, который никогда не отказывался лечить животных. Корней Чуковский, хорошо знавший этого замечательного врача и дважды гостивший у него еще до революции, стал свидетелем, как прямо на улице тот ловко удалил пинцетом рыболовный крючок из языка кошки. Именно эту сцену и изображает памятник, официальное название которого – «Гражданину Вильнюса доктору Цемаху Шабаду, прототипу доброго доктора Айболита». Добрый доктор умер в 1935 году и, к счастью, не видел на старости лет ни советизации, ни ликвидации. Между прочим, Майя Плисецкая и Михаил Ботвинник являются его дальними родственниками.

Скульптору Ромасу Квинтасу принадлежит еще один славный маленький памятник – Мальчик с галошей. Герой автобиографического романа «Обещание на рассвете» французского писателя Ромена Гари съел резиновую галошу, чтобы доказать соседской девочке свою любовь. Дело в том, что настоящее имя писателя – Роман Кацев и он родился в Вильно в 1914 году.

Живут в Вильнюсе и ангелы. Самые настоящие маленькие улыбчивые ангелы с крыльями. Один из них – на роликовых коньках. Я видела троих ангелят, а уже потом, вернувшись домой, узнала, что их больше десяти! В следующий приезд, а я не сомневаюсь, что он случится, я найду всех!

Но эти ангелочки из одного семейства, потому что у них один автор – Валдас Рамошка. У знаменитого ангела с трубой, стоящего на верхушке колонны в Ужуписе, богемном районе Вильнюса, лицо другое – серьезное и сосредоточенное: трубит, делом занят, это не на ларьке ногами болтать! На флюгерах и вывесках – ангелы плоские. А еще в Ужуписе живет бронзовая русалка, на фасаде драматического театра – три музы, а недалеко от университета – фонарщик. Словом, центр густо населен памятниками и скульптурами.

Гламур или гранж?

Вильнюс – совсем не гламурный город. Даже богато украшенные барочные фасады нарядных костелов не оставляют впечатления бездумной роскоши. Вильнюс немножко потертый, обшарпанный, местами даже облезлый. Может быть, где-то в других районах города и имеются вылизанные блестящие фасады и интерьеры, только я туда не добралась. Почему-то такое предположение кажется сомнительным. Но он и такой хорош, чуть запущенный, но невероятно романтичный.

Нет, проспект Гедиминаса широк и красив, а здание Национальной библиотеки солидно и величественно, но узкие кривые улочки как-то милее моему сердцу. Что ж, у каждого свой Вильнюс, как у каждого – свой Париж.

Заглядывая в живописные вильнюсские подворотни и рассматривая вывески, замечаешь, что у жителей этого во всех отношениях замечательного города прекрасное чувство юмора. Взять хотя бы тот же Ужупис с его конституцией, валютой и правительством.

В этот приезд бросились в глаза вывески с забавными названиями питейных заведений: Mad dog – Бешеная собака, Dirty duck – Грязная утка и даже Bukowski bar – в честь американского писателя, выпивохи и хулигана. Интересно, есть ли в Литве Языковая инспекция? 

Комментарии
Copy
Наверх