Злоключения Александра второго (4)

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Маленький Саша Бранцевич родился таллиннцем в семье таллиннцев Кристины и Александра Бранцевичей. Но статус этот утратил...
Маленький Саша Бранцевич родился таллиннцем в семье таллиннцев Кристины и Александра Бранцевичей. Но статус этот утратил... Фото: Эндель Кастерпалу

Данные маленького гражданина Эстонии отправили в архив Регистра народонаселения, а его семью лишили дотации.

«Нашему ребенку отказали в выплате второй части дотации по рождению от города Таллинна, заявив, что его не существует, он никто и мы тоже никто, – говорит отец маленького Александра Бранцевича,  тоже Александр и тоже Бранцевич. – Нас обвинили в нарушении разнообразных постановлений и законов и даже сказали, что наш мальчик – нелегал».

Горожанин, но не гражданин

Александра-старшего мы пригласили в редакцию. Он принес документы сына и аудиозапись разговора с чиновником Таллиннского департамента социальных дел и здравоохранения. Но прежде, чем перейти к прослушиванию этой увлекательной беседы, мы выяснили, как законные жители Эстонии ухитрились произвести на свет божий нелегала.

Александр и его жена Кристина воспитывают четверых детей. Младший, Саша, родился 12 февраля прошлого года. «Хулиганчик растет, – с умилением говорит отец, показывая фото сына, и продолжает уже без умиления. – Через несколько дней после того как жена выписалась из роддома, я позвонил в таллиннский ЗАГС и спросил, как можно оформить свидетельство о рождении. Мне сказали, что один из родителей должен прийти с документами и заполнить ходатайство. Самого малыша разрешили не приносить. Я взял документы из роддома, наши с Кристиной паспорта и явился в ЗАГС».

Счастливому отцу вручили свидетельство о рождении сына и даже символичный подарок от Таллинна: кружку с надписью «Маленькому таллиннцу». «Я поинтересовался, что еще нужно сделать. Мы с супругой не являемся гражданами Эстонии,  живем здесь на основании видов на жительство, а сын уже имеет право на гражданство, поэтому я спросил, как его оформить. Мне ответили, что до следующего года не нужно делать ничего, а в следующем Саша по закону станет гражданином.

Я уточнил, нужно ли подавать дополнительное заявление на дотацию по рождению, поскольку сумма разделена на две части, но в ЗАГСе меня уверили, что деньги поступят на счет автоматически. У нас выполнены все требования: мы с женой живем с Таллинне с самого рождения, никуда отсюда не уезжали и не собираемся, супруга была под надзором врачей на протяжении всего срока беременности».

Нужно отметить, что Александр – человек дотошный. Его семья живет в муниципальной квартире, что подразумевает необходимость оповещать различные инстанции о том, что количество жильцов в ней увеличилось, поэтому свидетельство о рождении тут же было предъявлено управляющему домом и в соцотделе по месту жительства, где с документа сделали даже копию.

«По некоторым причинам – и прежде всего, по состоянию здоровья – мы получаем социальную помощь от своего района, Ласнамяэ. Поэтому мы должны постоянно отмечаться в соцотделе, писать разные заявления и ходатайства. В течение этого года супруга много раз там была, показывалась сама и говорила о Саше. А в январе, за месяц до первого дня рождения нашего сына, она в который раз спросила, не нужно ли оформить еще какие-то документы, чтобы получить вторую часть дотации. И ей снова ответили, что ничего не нужно, все в порядке».

Один год Саше исполнился 12 февраля, семья стала ждать перевода денег, но они всё не поступали. Недели через две семья связалась с соцотделом, где им велели еще подождать: «А потом нам позвонила одна из чиновниц и велела срочно идти в полицию и получить Сашины документы. Я сделал, как было велено, Саша стал гражданином Эстонии, ИД-карту мы тоже получили. Сообщил об этом в соцотдел, но возникло какое-то замешательство, после чего мне дали номер телефона чиновника из городского департамента, который и сказал нам, что мы никто и дотации нам не положено».

Гражданин, но не горожанин

Теперь об аудиозаписи. Ее Александр сделал на своем телефоне, предупредив об этом чиновника, то есть не скрытно. Разговор длился почти полчаса. Нельзя сказать, что чиновник хамил, но и спокойного конструктивного общения тоже не вышло. Александр пытался объяснить, что сделал все по закону, сто раз переспросил всех, что еще нужно сделать, а чиновник давил его законами: ребенка в течение года нужно было легализовать, определиться с его гражданством. А поскольку родители этого не сделали, то как раз в первый день рождения мальчика его данные были изъяты из Регистра народонаселения и отправлены в архив. Мальчика как бы нет, он – не таллиннец, а значит, второй части дотации семья не получит.

Прослушав разговор, за голову схватились и мы. Где логика: есть семья, которая всю жизнь живет в городе, место ее жительства – муниципальный дом, то есть родители стопроцентные таллиннцы. Есть ребенок, который является гражданином Эстонии, проживает с родителями, посещает семейного врача по месту жительства. Государство платит на него дотации и материнскую зарплату, и при этом его объявляют нелегалом, вычеркивают из Регистра народонаселения и отказывают ему в праве быть жителем столицы. А причиной называют то, что родители за год не определились с гражданством малыша. По законам гражданские дела вообще можно решать в течение 15 лет жизни нового человека, и какое все это имеет отношение к муниципалитету, для которого и граждане Эстонии, и граждане третьих стран, и лица без гражданства имеют одинаковую ценность? Мало того, они  даже могут принимать участие в муниципальных выборах…

Задавшись этими вопросами, мы пошли по инстанциям. Первый ответ мы получили из Департамента полиции и погранохраны. Итак, Саша Бранцевич – не нелегал, а натурализованный гражданин Эстонии, который автоматически получил гражданство 1 января 2016 года и 3 марта получил ИД-карту. Дело в том, что в этом году вступила в силу новая редакция Закона о гражданстве, согласно которой, дети неграждан получают гражданство автоматически. И теперь родителям нужно ходатайствовать не о его предоставлении, а об отказе от него, если они хотят, чтобы их ребенок имел паспорт другой страны или оставался «негром».

Человека – в архив

Таким образом, еще за полтора месяца до своего первого дня рождения, Саша Бранцевич «легализовался». Узнав эту благую весть, мы отправились в Таллиннский департамент семейного состояния (ЗАГС), чтобы понять, как там вносятся данные в Регистр народонаселения. По словам заместителя заведующего департаментом Ингрид Саревет, столичный ЗАГС регистрирует рождение детей, выдает свидетельства о рождении, разъясняет право опеки и необходимость в течение года узаконить местонахождение ребенка, а также принимает заявления о городской дотации по рождению, если выполнены условия ее получения. А вот изучают заявления и назначают выплату районные управы города. Но Александр утверждает, что в ЗАГСе ему велели ждать, пока ребенку исполнится год…

«При регистрации рождения ребенка местом его жительства назначается место жительства матери, – объяснила Сарвет. – В некоторых случаях ребенок сразу не получает никакого статуса в Регистре народонаселения, это значит, что пока ребенку не определено гражданство, в регистре ребенок находится в стадии „ожидания“». С Сашей как раз и возник этот «некоторый случай», поскольку в момент выдачи свидетельства о рождении он был лицом без гражданства, как и его родители. Чтобы легализовать ребенка, нужно было в течение года подать заявление о предоставлении ему вида на жительство. Но еще раньше, чем истек указанный в законах год, мальчик стал гражданином Эстонии, то есть легализовался автоматически.

Так значит, Саше и его родителям все же должны выплатить вторую часть дотации? Руководитель Таллиннского департамента социальных дел и здравоохранения Вахур Кельдрима объяснил, что, согласно части 2й статьи 14 Закона о социальном обеспечении, подразделение местного самоуправления может платить дополнительные дотации из бюджета самоуправления на своих условиях и по своим правилам. А дотация по рождению, которую платит Таллинн, является именно такой дополнительной дотацией.

«Дотация по рождению – это универсальная дотация, то есть не зависящая от доходов семьи, и основой для ее выплаты являются данные Регистра народонаселения, – сказал Кельдрима. – Такая дотация выплачивается двумя частями, и вторая часть – только с учетом данных родителей и ребенка в этом регистре». Пункт 2 части 3 статьи 13 постановления Таллинна, в которой говорится о дотации по рождению, гласит, что единственным условием для получения второй части дотации является то, что ребенок и родители, согласно данным регистра, должны непрерывно проживать в Таллинне до достижения ребенком возраста одного года. По словам руководителя департамента, когда Саше исполнился год, его данных там не было, поэтому он и не получил вторую часть дотации.

Как же вышло, что ребенок, несмотря на фактическое наличие гражданства, оставался в режиме «ожидания», а в свой день рождения вообще был «отправлен в архив»? За что его списали? С этим вопросом мы обратились в Министерство внутренних дел, которое и за гражданство отвечает, и за Регистр народонаселения. Ответила нам руководитель отдела регистрационного учета народонаселения Министерства внутренних дел Энел Пунгас: «Поскольку у ребенка не было гражданства по рождению, то с момента рождения у его родителей был год, чтобы либо попросить о гражданстве, либо получить документ о неопределенном гражданстве. Раз в течение года они этого не сделали, данные ребенка ушли в Регистре населения в архив».

При этом, как только ребенок получил гражданство (или вид на жительство), его данные были в регистре восстановлены – произошло это на самом деле 1 января 2016 года: «Но данные о месте жительства автоматически не восстанавливаются, поскольку за истекший период родители могли переехать, а значит, был риск возникновения ситуации, при которой родители жили бы в одном месте, а ребенок в другом. В описанном вами случае  родители просто не зарегистрировали место жительства ребенка после получения их сыном гражданства, а это является их обязанностью».

Таким образом, круг замкнулся. Конечно, мы спросили в таллиннском департаменте, нельзя ли, с учетом ситуации, пойти навстречу семье, тем более что Александр уверяет: он много раз спрашивал, нужно ли подать куда-то заявление и оформить для сына еще какие-то документы, и всякий раз чиновники отвечали, что ничего делать не нужно… И получили отрицательный ответ: закон для всех один и он гласит, что родители отвечают за ребенка. Если ребенок не имеет гражданства по рождению, то его родители должны в течение первого года его жизни или получить для него гражданство по натурализации или оформить вид на жительство. И вне зависимости от того, какого цвета и сорта паспорт он имеет, повсюду сообщить, где ребенок проживает.

То есть явиться в районную управу и, показав там гражданский документ – не свидетельство о рождении, а ИД-карту или паспорт, – указать место жительства маленького человека, таким образом внеся данные в Регистр народонаселения. Иначе можно остаться не только без денег, но и сделать своего ребенка нелегалом.

Но почему же государство или муниципалитет, если они видят, что ребенок вот-вот станет нелегалом (не сделан вид на жительство) или утратит статус жителя города, поскольку родители его не «узаконили», не пытаются выяснить, что случилось с ребенком? Мало ли что с ним могло произойти за этот год: печальные примеры имеются.

По словам пресс-секретаря МВД Мерье Клопетс, государство и муниципалитеты контроля не утрачивают – за судьбой ребенка все же следят (видимо, какими-то своими хитрыми способами – прим. ред.), однако напоминать родителям о том, что они должны заботиться о себе и своих детях, никто не обязан.

Неприятно такое слышать? А правда часто бывает неприятной, и она такова, что государство, с его точки зрения, должно в первую очередь заботиться о себе ненаглядном: если каждый из сограждан хоть разок щелкнет клювом,  глядишь – и сэкономится что-нибудь в этом государстве чиновнику на премию.

Но главное богатство любого государства – все-таки люди, и будущее государства (даже с точки зрения премий чиновников) – дети. Разнообразные правила и законы в государстве меняются с такой быстротой, что не каждый за этими переменами способен уследить: вчера было так, а сегодня уже эдак. Так почему бы государству не озаботиться и при выписке из роддома вместе с прочими документами не выдавать и крохотную инструкцию: перечень важных «государственных» дел (регистрация там-то и там-то, оформление документов и т.д.), которые необходимо сделать родителям до достижения ребенком определенного возраста? И вот если родители, уже владеющие этой информацией, все же не озаботятся, тогда их уже можно наказывать.

P.S. Многие из нас продолжают верить чиновникам, когда они что-либо разъясняют. Результат может оказаться печальным, но не для чиновника: его слова к делу не пришьешь. Ну, ляпнул человек, не подумав, или «вообще такого не говорил». Поскольку Александр утверждает, что и в социальном отделе Ласнамяэской управы его супруге неоднократно повторяли «у вас все в порядке, больше ничего оформлять не надо», мы обратились в управу за разъяснениями, интересовал нас и ряд других вопросов. Но ответа ни на один из них так и не получили…

Комментарии (4)
Copy
Наверх