Янис Дуклавс так и не избавился от привычек советского времени

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Шпроты из Латвии продавались в московских супермаркетах еще в прошлом году. Сегодня же экспорт латвийских рыбных консервов испытывает серьезный кризис.
Шпроты из Латвии продавались в московских супермаркетах еще в прошлом году. Сегодня же экспорт латвийских рыбных консервов испытывает серьезный кризис. Фото: РИА Новости/SCANPIX

Министр сельского хозяйства Латвии Янис Дуклавс, кажется, никак не может забыть свою прежнюю работу на посту председателя колхоза, пытаясь и через 25 лет после краха СССР придерживаться стиля руководства минувшей эпохи.

Под завесой секретности

В торговых отношениях Латвии и России шпроты всегда оказывались особенно восприимчивыми к политике. Как известно, Россия и еще некоторые страны из числа бывших республик СССР являются основными импортерами этого продукта, и в политически сложные периоды великий восточный сосед прибегал к запрету на ввоз шпрот.

Происходящие сегодня события не исключение. В первом квартале нынешнего года экспорт рыбных консервов сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 45 процентов, при этом экспорт в бывшие респуб­лики СССР сократился на 75 процентов.

Обеспокоенность латвийских производителей рыбной продукции можно понять. Гораздо труднее понять действия министра сельского хозяйства Дуклавса, состоящего в рядах консервативной партии Союза зеленых и крестьян премьер-министра Мариса Кучинскиса. Несколько недель назад Дуклавс вместе со своими однопартийцами – министром финансов Даной Рейзниеце-Озола и министром сообщения Улдисом Аугулисом – приняли участие в окутанной завесой секретности встрече с отдыхавшим в тот момент в Риге вице-премьером России Аркадием Дворковичем. Информация о встрече дошла до СМИ, а когда у министров попросили разъяснений, они признали, что были обсуждены вопросы, касающиеся транспорта, товарообмена между Латвией и Россией, рыбной продукции, газа.

Разумеется, в подобных встречах нет ничего предосудительного, однако окружавшая их завеса таинственности вызывает подозрения: министерству иностранных дел об этом официально не сообщалось, при этом Дуклавс заявлял, что это он встретится с Дворковичем, а по поводу приглашения других министров речи не было. Ни в одном официальном перечне встреч этого мероприятия не значилось, и встреча даже частично проходила на заводе рыбных консервов.

Во имя взаимной выгоды

Позже Дуклавс сказал журналистам, что не видел никакой необходимости докучать Министерству иностранных дел подробностями встречи, организованной во имя экономического роста страны, тем более что сам министр иностранных дел Эдгар Ринкевичс на тот момент был в отпуске. Дуклавс не согласен с тем, что он якобы сознательно скрывал информацию о встрече, поскольку, по его словам, если у него кто-то что-то спрашивал, то получал ответ.

На минувшей неделе достоянием общественности стали и подробности того, как Дуклавс проводил отпуск, а именно – он поучаствовал в охоте на бизона и отужинал в компании министра сельского хозяйства Литвы Виргинии Балтрайтене, главы литовского государственной продовольственно-ветеринарной службы Йонаса Миллиуса и руководителя литовского предприятия мясной промышленности Biovela Аудриуса Кантаускаса. Многим это напомнило принятый в советские времена обычай заниматься политикой на охоте и в бане. Такое впечатление, что бывший председатель колхоза и сегодня воздает дань традициям уже не существующей страны.

После того как обо всем этом узнали журналисты, появились самые разнообразные токования. У латышей и литовцев были собственные версии по поводу того, кто же на самом деле организовал эту встречу, кто ее оплачивал и кто кого пригласил.

Президент Литвы Даля Грибаускайте пришла в негодование от поступка Балтрайтене: по утверждению литовского президента, это повлекло за собой дипломатическую напряженность между Литвой и Латвией.

Однако встреча с российским чиновником не вызвала в Латвии особого негодования. Крупнейшие партии, даже националисты из Национального объединения, всегда громко высказывающие свое мнение по вопросам России и латвийско-российского прошлого, довольно спокойно восприняли действия Дуклавса.

Одно из возможных объяснений этому состоит в том, что вскоре грядет ежегодное утверждение госбюджета, которое обычно приводит правительство к непримиримым разногласиям. Может быть, подобная тактика поможет правоцентристскому «Единству» и Национальному объединению достичь более выгодных бюджетных решений, которые пришлись бы по душе их избирателям. Молчание «Единства» можно истолковать и так, что оно удовлетворено равновесием сил в стане находящихся во власти лиц.

В ходе переговоров «Единство» являлось самым жестким партнером Зеленых, однако теперь популярность партии снизилась, и она в значительной мере утратила свое влияние. Поэтому Национальное объединение имеет больше оснований осуществить желаемое, если будет поддерживать хорошие отношения с партией премьер-министра.

Комментарии
Copy
Наверх