Будущее государство уже признали провалившимся

Эвелин Калдоя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В Южном Судане неспокойно
В Южном Судане неспокойно Фото: AFP/SCANPIX

«Уже провалившееся государство» — это новый термин, который, согласно рейтингу недееспособности государств, составленный Фондом мира, будет применен на предстоящей неделе к Южному Судану.


Только половина детей в Южном Судане ходит в школу, у многих людей нет доступа к чистой воде, а 85 процентов взрослого населения неграмотно, отмечает влиятельный американский журнал Foreign Policy (FP), представляя экспертный рейтинг недееспособности государств, составленный Фондом мира.

Новая столица Джуба, которая появится 9 июля, должна справиться с желанием Судана оставить себе богатый нефтью регион Южного Кордофана, где сейчас идут сражения между подразделениями, ведущими пограничный спор за Хартум и Джуба, а тысячи человек пустились в бегство.

Есть позитивные сдвиги

В рейтинге «провалившихся стран» Судан со своими противоречиями Севера и Юга и проблемой Дарфура занимает третье место. Уже четвертый год первую строчку в таблице занимает Сомали, относительно которой FP отмечает, что из всех государств мира оно ближе всего к анархии.

Как крупнейшие новостные порталы, так и международные организации предпочитают держаться от Сомали подальше из соображений безопасности. Большинство новостей, касающихся этой страны, связаны с пиратством — тем видом преступности, который зародился в хаосе внутри государства и теперь не дает покоя международному морскому транспорту.

Однако, по данным FP, начало нынешнего года принесло Сомали и некоторые позитивные новости. Переходные власти Сомали, просуществовавшего пару десятков лет практически без центрального правительства, при поддержке миротворческой миссии ООН и Африканского Союза сумели собраться с силами, чтобы противостоять исламистам в столице Могадишо.

Еще две строчки в первой тройке рейтинга занимают страны примерно из того же региона, это, например, Республика Чад, где за счет нефтяных месторождений обогащались только руководители государства, а простое население прозябает в таких условиях, что показатель средней продолжительности жизни, равный 49 годам, говорит сам за себя.

Из «провалившихся государств» Черной Африки в десятку наименее успешных не попали только три страны. Пятое место рейтинга занимает разрушенный землетрясением Гаити, седьмое — воюющий Афганистан, живущий в условиях гуманитарной катастрофы, и девятое — Ирак, в отношении которого FP применяет термин «забытая война Америки».

В этом году Фонд мира отметил как наиболее восстанавливающийся регион Грузию, которая с 37-й строчки таблицы перебралась на 47-е место. На самую плохую для себя позицию — 33-е место в рейтинге — Грузия попала после августовской войны. И сейчас, согласно индексу самых неуспешных стран, Грузия является наиболее неблагоприятным местом в Европе.

В описании Фонда мира отмечают, что обстановка в Грузии стала лучше хотя бы уже потому, что ситуация в сепаратистских регионах стабилизировалась, опасность новых атак со стороны России уменьшилась, противодействие коррупции возросло, что изменило к лучшему условия для предпринимательской деятельности. Эстония занимает в рейтинге 140-е место, а Финляндия расположилась на 177-м месте, заняв достойную, последнюю, позицию. Литва находится на 149-й строчке, Латвия — на 136-й и Россия — на 82-й строчке рейтинга.

Седьмой год подряд

Фонд мира, базирующийся в Вашингтоне, является внеправительственным центром исследований. Рейтинг неуспешных (недееспособных) стран эта организация составляет уже седьмой год.

В основу критериев рейтинга легли, например, недостаток ресурсов, утечка мозгов из страны, враждебность, неравномерное распределение богатства, наличие в стране военных беженцев, нарушения прав человека и сложности в подчинении вооруженных группировок цивильному контролю.

Наиболее опасные регионы в мире по оценке журнала Foreign Policy

• Судан и Южный Судан
Согласно результатам январского референдума, 9 июля Южный Судан должен стать независимым государством. Однако споры с центральным правительством Хартума еще не закончились, поэтому есть опасение, что конфликты будут продолжаться.
• Индия и Пакистан
Три спорных региона Кашмира подконтрольны Индии и два — Пакистану. По обе стороны контрольной черты расположены ядерные державы, и, несмотря на то, что активные военные действия не ведутся, перестрелки между индийскими и пакистанскими военными — обычное дело.
• Афганистан и Пакистан
У этих государств руки коротки. По обе стороны границы живут преимущественно племена пуштунов, и эту территорию используют несколько сетей террористических организаций, среди которых и «Аль-Каида» и «Талибан». Для противостояния последней США с 2004 года организовали свыше 250 атак беспилотных самолетов.
• США и Мексика
С 2007 года, когда президент Мексики Фелипе Кальдерон начал войну против наркокартелей, это принесло около 40 000 человеческих жертв. Примерно 45 процентов смертельных случаев имели место именно в приграничных с США штатах.
• Камбоджа и Таиланд
Пограничный конфликт, уходящий корнями еще в колониальный век, потребовал десятки тысяч жизней. Многие опасаются, что заключенное 4 мая перемирие на сохранится.
• Демократическая Республика Конго и Ангола
Тысячи изгнанных из Анголы женщин пали жертвами насилия как со стороны солдат Конго, так и Анголы.
• Индия и Бангладеш
С 2000 года пограничники Индии застрелили около тысячи бангладешцев, которые пытались перебраться в более благополучное государство.
• Северная и Южная Корея
Самую военизированную в мире границу сохраняет только перемирие. С обеих сторон демитализированную зону помогают поддерживать около двух миллионов солдат, которых с одной стороны подкрепляет ядерное оружие, а с другой — американские военные базы.
• Венесуэла и Колумбия
Насилие, захват детей в солдаты и убийства гражданских лиц — вот те опасности, которые нависли над военными беженцами в этом регионе.
• Республика Чад и Судан
Изнасилования, убийства гражданских лиц, захват у семей мальчиков, которых превращают в юных солдат — это далеко неполный перечень всех опасностей, которые угрожают беженцам, когда они передвигаются по этому региону.
• Саудовская Аравия и Йемен
Каждый год тысячи беженцев пытаются перебраться через пустыни Йемена в Саудовскую Аравию. Большую их часть задерживают, помещают в переполненные арестантские центры, а затем высылают назад в Йемен.
• Китай и Северная Корея
Китай строит укрепления безопасности, чтобы воспрепятствовать потоку через границу спасающихся от голода северных корейцев.
• Израиль и Сирия
Официально эти государства уже 37 лет находятся между собой в состоянии войны. В попытках отвлечь внимание от проходящих в своей стране акций протеста, сирийские власти подстрекают народ пересекать пограничное ограждение с Израилем.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх