В визе – отказать!

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
На обращенные к нему мольбы о пояснениях МИД отвечает молчанием. Международная практика ему это позволяет…
На обращенные к нему мольбы о пояснениях МИД отвечает молчанием. Международная практика ему это позволяет… Фото: Станислав Мошков

25-летней женщине отказали в предоставлении эстонской визы, сообщив, что она угрожает общественному порядку и безопасности одной или нескольких стран Шенгенского пространства. Почему? Ответа не может добиться никто.

Житель Пярну Виталий Айропетян обратился в «День за Днем» после тщетных попыток дозвониться до посольства ЭР в Москве, дописаться до различных министерств и правоохранительных органов в Эстонии. Виталия интересовал ответ всего на один вопрос: почему его дочь, живущая в России, никогда не бывавшая ни в одной европейской стране, кроме Эстонии, куда прежде приезжала без проблем, вдруг получила отказ в предоставлении визы? Больше всего его возмутило то, как консульские работники обосновали свой отказ.

Опасения без объяснений

Галина – дочь Виталия от первого брака. Как бы ни складывалась жизнь, отец поддерживал отношения со своим ребенком, даже когда они оказались в разных государствах. И вот Галина выросла, обзавелась своей семьей и родила сына. Мальчику уже семь лет – самое время показать ребенку европейскую страну, а заодно побывать в гостях у деда.

«Подать документы на визу мы решили в Ставропольском крае, где живет дочка. Там есть представительство фирмы Pony Express, которая занимается в России посредничеством в получении эстонской визы. Дочь собрала все необходимые документы: справку с работы, страховки, нотариально заверенное разрешение отца на вывоз ребенка. Заплатила около трехсот евро, но дело не в деньгах. В указанный день Галина получила свои и сына документы, из которых выяснилось, что семилетний мальчик в Эстонию ехать может, а его мать – нет», – рассказал газете Виталий.

Он возмущен до глубины души: «Из документов мы поняли, что причиной отказа стали опасения, будто моя дочь может быть опасной для одной или нескольких стран-членов Шенгенского пространства. Каким образом, не объяснено. Я пытался связаться с посольством Эстонии в Москве, но по указанным номерам там никто вообще не берет трубку. Мой друг помог составить запросы на эстонском языке в разные организации, но работники оных даже не соизволили ответить. Мне не понятно, какими домыслами руководствовались те, кто разрешает ребенку ехать, а его матери – нет? Или мальчик должен пересекать границу в одиночку?»

По словам обратившегося в газету мужчины, ни его дочь, ни ее семья не имеют проблем с властями. Правда, в 2003 году Виталий был судим и получил условный срок. Согласно официальной информации, тогда экономическая полиция предотвратила ввоз в Эстонию крупной партии поддельных кредитных карточек. Доказать факт мошенничества следственным органами не удалось, и обвиняемые были отданы под суд по статье о контрабанде. Среди фигурантов дела был и Айропетян. С тех пор прошло уже девять лет, и за это время дочь успела один раз получить визу и побывать в гостях у отца.

У самой Галины судимостей нет, она не входит в экстремистские группировки. В Эстонии проблем с законом у нее не было. В другие страны Европейского союза она никогда не ездила. Сам же Виталий клянется, что с тех пор не сталкивался с правоохранительными органами, а к политической или общественной жизни имеет весьма отдаленное отношение: разве что новости по телевизору смотрит. «У меня обычный бизнес. Ничего криминального или противозаконного. Единственное, до чего я додумался, прокручивая в голове случившееся: не сыграл ли роль тот факт, что Галина родилась в Чечне и жила там до шести лет? Потом семья переехала, и никаких связей с республикой не сохранилось».

Платите и опять просите

На попытки выяснить, что же все-таки стало причиной отказа в визе, Виталий потратил около месяца. Печальнее всего то, что в паспорте Галины теперь красуется печать, свидетельствующая о том, что женщина обращалась в посольство за визой. То есть лучше не попробовать сделать Шенгенскую визу в каком-то другом диппредставительстве. «Мне не жалко денег. Не в них дело. Мне не понятен сам принцип, по которому определяют, кто опасен для стран Шенгена», – объясняет Виталий.

«День за Днем» обратился в Министерство иностранных дел, которое конкретный случай комментировать отказалось, но в общем описало процедуру отказа в предоставлении визы.

По словам пресс-секретаря МИД Марианн Судаков, ходатайства о предоставлении виз Эстония рассматривает на основании договора об упрощенном визовом режиме, заключенного между Европейским союзом и Россией, а также общих визовых предписаний Шенгена и эстонского Закона об иностранцах. В случае отказа человек получает извещение, в котором объясняется, по какой причине было принято такое решение.

И в данном случае посольство в Москве такой документ выдало. Именно в нем, напротив графы «Одно или более государств-членов считают, что Вы создаете угрозу для общественного порядка, внутренней безопасности, здоровья в соответствии с определением Статьи 2(19) Регламента «ЕС» № 562/2006 (Шенгенский пограничный кодекс), или считают, что Вы создаете угрозу международным отношениям одного или более стран-членов» поставлена галочка.

Судаков объяснила, что, по правилам, человек, которому отказали в предоставлении визы, может подать заявление и обжаловать принятое в отношении него решение. На все про все у него есть 30 дней, а протест нужно передать в консульскую службу посольства, уплатив при этом пошлину в размере 20 евро. К сожалению, для Галины этот срок уже прошел, а потому у нее есть теперь только одна возможность: вновь подать ходатайство о предоставлении визы. Добавим: вновь уплатив консульский сбор, купив новую страховку и услугу фирмы Pony Express, через которую в России делают эстонские визы.

Чечня ни при чем?

Поинтересовались мы и тем, не мог ли стать причиной отказа в визе с подобной устрашающей формулировкой, тот факт, что Галина родилась в Грозном и уехала оттуда в год начала первой чеченской кампании? До недавнего времени обстановка в регионе была совсем неспокойной... Кроме того, до редакции и раньше доходили истории о том, что выходцев из Чечни и людей, живущих в ней сейчас, бывало тормозили на эстонской границе без объяснения причин или отказывали им в выдаче визы.

Как рассказал газете один из постоянно живущих в Эстонии чеченцев, он тоже слышал о подобных проблемах, и не только с чеченцами, а вообще с жителями России. Поэтому некоторые из них предпочитают сначала съездить в Финляндию, где к россиянам «относятся хорошо», а уже потом, чтобы наверняка, – в Эстонию, с властями которой после визита в другую страну ЕС проблем не возникает.

«Кроме того, чеченская диаспора за рубежом довольно большая. Только во Франции наших около 40 тысяч человек. Может быть, опасаются, что человек, связанный с Чечней, некогда бежавший от войны, может затеряться на европейских просторах? Другого объяснения я тут не вижу, если вообще историю девушки – гражданки России, которую с Чечней, кроме места рождения, ничего не связывает, можно интерпретировать с этой точки зрения», – выразил свое мнение наш собеседник.

«Место рождения ходатайствующего или страна, где он когда-то проживал, в число причин, по которым могут отказать в выдаче визы, не входит, – заверила Судаков. – Причины, по которым согласно общему визовому предписанию Шенгена могут отказать в выдаче визы, указаны в статье 32 документа. Таким образом, в выдаче визы могут отказать, если ходатайствующий о визе:

· представил ложный или поддельный рейсовый документ;
· не представил данных о цели и условиях запланированного визита;
· не представил доказательств наличия и происхождения достаточного количества средств на проживание;
· в течение полугода находился на территории государства-члена на основании одной визы, или по визе с территориальным ограничением;
· является лицом, о котором в инфосистеме Шенгена есть сообщение, предупреждающее о запрете на въезд;
· представляет угрозу общественному порядку, внутренней безопасности, здоровью населения все равно какого государства-члена, в значении пункта 19 второй статьи Шенгенского пограничного кодекса, или международным отношениям, особенно в случае, если в отношении него в базах данных государств-членов имеется предупредительное сообщение о запрете по таким причинам.
· не представил доказательств о наличии достаточной рейсовой и медицинской страховки в случае, когда это необходимо;
· когда есть обоснованное основание сомневаться в достоверности и правильности представленных ходатайствующим дополнительных документов, в достоверности заявлений ходатайствующего и в том, что он планирует покинуть страну до того, как закончится его виза».

Попросили мы объяснить и причину того, для чего в паспорте человека, которому отказали в визе, ставится печать? «Печать ставится в паспорт при подаче ходатайства о выдаче визы – в день, когда документы приняты к рассмотрению. Тем, чей вопрос решается положительно, виза наклеивается поверх печати», – сказала представитель МИД Эстонии.

Комментарии
Copy
Наверх