Художник, рисующий море

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Архив семьи Пилар

9 августа исполняется 100 лет со дня рождения известного эстонского акварелиста Александра Николаевича Пилара (Пилар фон Пильхау).

Александр Пилар родился 9 августа (по новому стилю) 1912 года в Севастополе. Его отец был морским офицером из рода баронов Пилар фон Пильхау; после революции семья эмигрировала в Югославию, а в 1922 году кружным путем вернулась в Эстонию, где в Хаапсалу жили бабушка и дедушка будущего художника.

Окончив Русскую гимназию в Таллинне, Александр поступил в Таллиннское художественно-промышленное училище, где учился с 1938 по 1941 год в студии знаменитого живописца Анатолия Дмитриевича Кайгородова. В 1939 году, накануне Второй мировой войны, все родственники Пилара уехали в Германию, а он остался доучиваться в Эстонии и встретил тут события 1940 года. В 1941 году Пилар был мобилизован в трудовые батальоны и попал на Урал. «Отец мог уехать, но он хотел закончить курс обучения и обожал своего учителя, – говорит Борис Пилар, сын художника. – Кроме того, тогда было неясно, как повернутся события, а информация о Советском Союзе была противоречивая и недостаточная».

После мобилизации Александру Пилару повезло – он попал в «Государственные ансамбли Эстонии», размещенные в годы войны в Ярославле. «Ансамбли» объединяли почти всю творческую элиту Эстонии, включая актеров Пауля Пинна и Юри Ярвета, писателя Йоханнеса Семпера, режиссера Каарела Ирда, художника Адамсона-Эрика, пианистов Анну Клас и Бруно Лукка, здесь же начал раскрываться талант Георга Отса... Коллективом мужского хора руководил Густав Эрнесакс. Александр Пилар, говоривший по-русски, по-эстонски и по-немецки, был назначен администратором «ансамблей». В Ярославле был организован и Союз художников Эстонии, пост ответственного секретаря которого Пилар тоже занимал, но позднее – в 1959-1962 и 1969-1971 годах. Судьба уберегла аристократа Пилара от репрессий. «Что он остался жив – это огромное везение, – говорит его сын. – Отчасти это объясняется тем, что в те времена Эстония сохраняла корпоративный дух: свои своих не выдавали...».

В Ярославле началось становление Александра Пилара как художника. После войны он стажировался на «Мосфильме», потом, по возвращении в Эстонию, стал театральным художником в Тарту. В 1949 году он с женой и сыном перебрался в Таллинн и стал художником-акварелистом. «Отец часто ездил в творческие командировки, ему давали государственные заказы – эти картины гарантированно покупались, благодаря чему талантливая интеллигенция советского времени могла творчески развиваться, – рассказывает Борис Пилар. – Творческие командировки помогли отцу выработать свой стиль. В одном интервью он сказал, что может сравнить акварельную живопись с фехтованием: второго мазка сделать нельзя. Картина пишется за 15-20 минут, и если ты не закончил ее сразу, ничего у тебя не получится. А для того, чтобы написать картину за столь короткое время, нужно потратить целую жизнь и с каждым годом совершенствовать свое мастерство. Мне кажется, отец достиг в своем деле высочайшего мастерства».

Александр Пилар чаще всего рисовал природу: моря, озера, горы, цветы. Изредка – городские промышленные пейзажи, но вдохновение он черпал именно в природе (ко всему прочему Пилар был заядлым рыбаком). «С любовью отца к морю связан анекдотический случай, – говорит Борис Пилар. – Море в те времена было пограничной территорией, и отцу часто приходилось бывать на погранзаставах. В конце концов крупный чин из Министерства обороны выдал ему пропуск, где было написано: замечательный художник Александр Пилар имеет право находиться на территории погранзаставы, поскольку это диктуется творческой необходимостью. Отец очень гордился этим документом. Он говорил, что если такие люди его оценили, это что-то да значит...»

Художник умер 3 августа 1989 года, так и не увидевшись со своей матерью, которая жила в ФРГ, под Кёльном. Остались его картины, несущие в себе заряд оптимизма – и позволяющие нам увидеть мир таким, каким видел его Александр Пилар.

Комментарии
Copy
Наверх