США надеются на помощь ЭР в Афганистане

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Новый посол Соединенных Штатов Америки в Эстонии Майкл К. Полт планирует  поездить по стране, чтобы составить представление об экономике и людях Эстонии.
Новый посол Соединенных Штатов Америки в Эстонии Майкл К. Полт планирует поездить по стране, чтобы составить представление об экономике и людях Эстонии. Фото: Михкель Марипуу

Новый посол США в Эстонии Майкл К. Полт (55) подтвердил в интервью Postimees, что его страна не забыла о своих союзниках в Восточной Европе, в том числе и Эстонии. Однако при этом посол отметил, что по вопросу размещения узников тюрьмы Гуантанамо Эстония и Америка придерживаются разных мнений.


Изменились ли отношения США и Эстонии после вступления на должность президента Обамы, по сравнению с периодом правления Дж. Буша?

Нет. Если и говорить о каких-либо изменениях, то можно отметить, что плотное и позитивное сотрудничество Америки и Эстонии только углубилось. В общих чертах отношения предыдущей администрации США и нынешнего правительства были схожими, поскольку с Эстонией у нас было налажено конструктивное и плодотворное сотрудничество.

Примеры этого вы знаете лучше меня - мы очень многое делаем вместе в разных точках мира. Да, иногда это влечет военные потери в рядах наших молодых солдат, но победа в этом конфликте нужна обеим сторонам.

Получили ли вы в Вашингтоне конкретные задания, которые следует выполнить, находясь на посту посла в Эстонии?

Всех нас затронул экономический спад. Нам всем угрожает опасность терроризма и организованной преступности, нас всех касаются вопросы здравоохранения в международном масштабе и проблемы изменения климата. Данные мне инструкции показывают, что желание и и воля продолжать сотрудничество с Эстонией есть, теперь мне предстоит найти новые, инновационные способы, как сделать наши отношения более эффективными.

Соответствует ли действительности, что у вас довольно тесные контакты с госсекретарем США Хиллари Клинтон?

Для меня было большой честью входить в состав команды, которая работала над подготовкой передачи дел в Госдепартаменте новому госсекретарю. Я был старшим чиновником в сфере законодательства, затем мне предоставилась возможность плотно сотрудничать с госсекретарем, занимаясь вопросами отношений главы Госдепартамента и Конгресса США.

На мой взгляд, Хиллари Клинтон - прекрасный руководитель, который побуждает к действию. Эта женщина руководит внешней политикой США, выполняя гигантский объем важной работы на благо Америки и ее народа. Мне очень приятно быть коллегой и одним из ее подчиненных.

Можете ли вы просто снять телефонную трубку и напрямую позвонить Клинтон или президенту Обаме?

Я проявил бы особую осторожность, прежде чем стал бы звонить в неурочное время кому-либо из нашего высшего руководства. Если мне потребуется передать госсекретарю информацию, являющеюся достаточно важной для того, чтобы она обратила на нее внимание, то такая возможность у меня имеется. Но я проявил бы крайнюю осмотрительность прежде, чем пойти на такой шаг, поскольку я знаю, насколько плотен график ее работы.

Значит, речь должна была бы идти об очень крупном кризисе?

Или если возникнет экстренный случай, который требует прямого вмешательства гоcсекретаря. Со стороны президента и гоcсекретаря нашим послам даны большие полномочия и свобода действия. Мы пользуемся этим и берем инициативу в свои руки, а не спрашиваем постоянно, можно ли действовать.

В то же время, если когда-нибудь вмешательство высшего руководства будет необходимо, для этого существуют свои каналы. В первую неделю нового года в Вашингтоне состоится встреча всех наших послов в странах Европы с госсекретарем и руководителями высшего звена правительственного кабинета США. Планируется обсудить стоящие перед нами задачи, и я также буду принимать участие в этой встрече.

Весной в Таллинне состоится встреча министров иностранных дел стран НАТО. Приедет ли в Эстонию Хиллари Клинтон?

Мне пока не известен окончательный вариант графика ее поездок. Разумеется, госсекретарь в курсе, что такая встреча состоится. Думаю, что Клинтон планирует принять в ней участие, если это позволит ее плотный график. Будем надеяться, что к этому никаких препятствий не возникнет. Я и сам говорил на эту тему еще до своего отъезда из Вашингтона.

В обращении к администрации президента Обамы, сделанном летом известными людьми стран Центральной и Восточной Европы, говорится, что по прошествии 20 лет после окончания периода холодной войны страны Восточной Европы вышли из сферы интересов внешней политики США. Оказало ли то письмо какое-либо влияние на политику США?

Мы всегда прислушиваемся к аргументированному мнению, которое высказывают в разных уголках мира, особенно в тех странах, где много наших друзей и партнеров. Мы читаем, слушаем и прислушиваемся.

Однако я не могу согласиться, как не согласно и наше правительство, что теперь США оставило вне поля зрения своих давних друзей и партнеров в Европе. На самом деле все с точностью до наоборот. Мы не отвергли Эстонию и не отдалились от нее, а учитываем теперь ее положение в более широком, охватывающем всю Европу, контексте. Для Америки Европа является ключевым партнером и будет оставаться таковым всегда.

Скорее, мы расширили наше влияние на здешнюю территорию и проявляем большую озабоченность вопросами благополучия и безопасности. Часть моей миссии в Эстонии в том и состоит, чтобы работать ради достижения этих целей.

В письме выражалось пожелание, чтобы Америка вновь подтвердила каким-либо образом свою заинтересованность в странах Центральной и Восточной Европы. Как это могло бы выглядеть?

Президент США сказал, что отношения с союзниками за океаном - это святое. Я не могу привести более сильное и убедительное слово, чем сказанное президентом - «святое». Это категоричное выражение характеризует всю мощь и силу влияния Америки в союзнических отношениях с нашими партнерами в Европе, частью которой является и Эстония.

Вызвал ли в США разочарование тот факт, что Эстония изменила свою прежнюю позицию и сообщила, что все-таки не намерена принимать ни одного заключенного тюрьмы Гуантанамо?

Мы уважаем право каждого государства принимать непростые решения такого рода согласно процедурам и дискуссиям в своей стране. Ясно, что в интересах США и, как я полагаю, в интересах всего мира провести предстоящее закрытие тюрьмы Гуантанамо как можно более безболезненно, с учетом нашей общей обеспокоенности по поводу международного терроризма и экстремизма. Мне известно, что Эстония разделяет эту обеспокоенность.

Как мы решим в конечном итоге некоторые из вопросов, например, куда отправятся заключенные из Гуантанамо, будет зависеть и от решений других государств. Мы ведем с партнерами переговоры, пытаемся их убеждать, однако, если речь идет об истинных друзьях и партнерах, иногда стоит согласиться с тем, что наши мнения не сходятся. В данном случае так и получилось.

Закрытие тюрьмы Гуантанамо - важнейшая политическая цель и обещание президента Обамы. Вероятно, что прием в Эстонии даже одного-единственного заключенного приветствовался бы со стороны США?

Да, это стало бы для нас серьезной помощью и мы хотели бы, чтобы этой договоренности в итоге удалось достичь.

Можно ли назвать данное положение вещей окончательным и утверждать, что этого действительно не произойдет?

Об этом вы должны спросить у своего правительства, но я склонен думать, что этого не произойдет.

Безвизовое посещение США для Эстонии действует уже около года. Какой опыт приобрела Америка в результате этого нововведения и будет ли действовать безвизовый режим в дальнейшем?

Без сомнений, приезжать в США без визы можно будет и в дальнейшем. В отношении Эстонии практика показала, что из всех стран, с которыми у США существует безвизовый режим, это наиболее положительный опыт. Эстонские гости проявляли сознательность при соблюдении наших иммиграционных правил. Перечень нарушений этих правил у вас один из самых маленьких, с которыми только доводилось сталкиваться по сравнению с другими странами. Нам очень приятно, что теперь больше не надо тратить время и силы на выдачу виз для поездки туристов из Эстонии в США.

Поговорим об Афганистане. Как вы думаете, существует ли возможность в определенных ситуациях вести переговоры с «Талибаном», который все-таки контролирует некоторые территории? Существует ли у них умеренное крыло, с которым можно сотрудничать?

Не могу сказать, существует ли умеренное крыло и что могло бы убедить группировки ступить на путь политической ответственности. Полагаю, что для оздоровления обстановки в Афганистане необходимо призвать к участию тех, кто желает конструктивных действий в открытом демократическом обществе. И это касается всего населения Афганистана.

Известен ли уже план по отправке в Афганистан из Эстонии подразделения HUMINT, которое будет сотрудничать именно с войсками США?

По этому поводу я не могу обнародовать никаких деталей. По вопросу сотрудничества в Афганистане мы постоянно консультируемся с правительством Эстонии на разных уровнях и, конечно, с нашими британскими коллегами, которые действуют там вместе с вашим подразделением.

Если говорить о дислокации вооруженных сил, то мы рассматриваем несколько возможностей, как оптимизировать ваше участие в совместных действиях или даже увеличить его. А пока будем продолжать сотрудничество по всем направлениям, которое нам по силам. Да, мы рассматриваем возможность участия дополнительных сил.

Какой еще вклад могла бы внести Эстония?

В военном отношении вклад Эстонии в Афганистане уже сейчас явно на одном из самых высоких уровней. Кроме того, вы обладаете потрясающей гражданской мощью. В отношении любых аспектов, которые не касаются военной сферы, у вас есть дополнительные возможности по оказанию помощи в процессе построения гражданского общества и его демократизации, в области здравоохранения и электронного правительства.

В нынешней ситуации трудно представить, что в Афганистане может идти речь об электронном правительстве. В стране очень серьезные проблемы, но рано или поздно возникнут попытки построить другое общество, и современные средства управления государством будут иметь очень важное значение.

В эстонской прессе раздаются голоса, призывающие вывести наши войска из Афганистана, потому что это очень далекое от нас государство и нам приходится нести там человеческие потери. Существуют ли подобные разговоры и в США?

Слава Богу, мы живем с вами в демократическом обществе и, высказывая свое мнение, люди пользуются правом оказать влияние на решения правительства.

Афганистан находится далеко как от Америки, так и от Эстонии, но опасность, исходящая из этой страны, затрагивает оба наших государства. Это мы ощутили и по нашим трагическим потерям, ведь недавно погибли и эстонские солдаты. Мы можем оттуда уйти и понадеяться на то, что ничего не случится, но можно выйти навстречу опасности и убедиться, что действительно ничего не случится.

Кроме того, народ Афганистана достоин лучшей доли так же, как эстонцы или американцы - права жить в мире и иметь свободу.

Некоторые масштабные американские бизнес-проекты потерпели в Эстонии неудачу. Например, правительство вновь ренационализировало Eesti Raudtee, а многолетние разговоры об электростанциях зашли в тупик. С учетом объемов американской экономики ваши инвестиции здесь довольно скромны. Какие возможности вы видите для их наращивания?

Это тема, которая меня очень интересует. Необходимо время, чтобы я мог больше узнать и понять происходящее. Я нахожусь в Эстонии всего лишь три недели. Хотелось бы встретиться со многими людьми и поездить по стране, чтобы составить представление об экономике Эстонии. Затем следует искать пути, как максимально реализовать возможности экономического сотрудничества и развития бизнеса.

В сфере наукоемкой экономики, обслуживания и инфотехнологий определяющими являются не размеры государства, а интеллигентность людей, уровень образования и инновационная направленность общества. Я считаю, что найдутся американцы, также как находятся они и среди эстонцев, готовые рисковать, пробовать новые возможности и создавать новые рабочие места.



3 МЫСЛИ


• Для Америки Европа является ключевым партнером и будет оставаться таковым всегда.


• Афганистан находится далеко как от Америки, так и от Эстонии, но опасность, исходящая из этой страны, затрагивает оба наших государства.


• В сфере наукоемкой экономики, обслуживания и инфотехнологий  определяющими являются не размеры государства, а интеллигентность людей, уровень образования и инновационная направленность общества.

Комментарии
Copy
Наверх