Паэт: политика проводится не через газеты

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Урмас Паэт заверяет, что он несколько раз разговаривал с министрами иностранных дел некоторых стран Европы о вхождении Эстонии в еврозону, и все они в курсе наших дел.
Урмас Паэт заверяет, что он несколько раз разговаривал с министрами иностранных дел некоторых стран Европы о вхождении Эстонии в еврозону, и все они в курсе наших дел. Фото: Пеэтер Ланговитс

В интервью газете Pos­timees министр иност­ранных дел Эстонии Урмас Паэт объяснил, почему на заседаниях кабинета правительства так редко затрагиваются вопросы внешней политики.


В течение всего 2009 года на заседаниях кабинета правительства вопросы внешней политики затрагивались всего пару раз: обсуждалась концепция Эстонии в отношении Афганистана и тема Гуантанамо. Почему правительство не затрагивало, к примеру, такой вопрос, как Эстония относится к тому, что Исландия должна вкладчикам Великобритании и Нидерландов?


В принципе, правительство могло хоть каждую неделю обсуждать на заседаниях актуальные вопросы внешней политики. Но заседания кабинета правительства проводятся не для того, чтобы просто обмениваться интересной информацией на злободневные темы, а для того, чтобы принимать решения, которые находятся в компетенции одного министерства.



Что касается Исландии, то вопрос в том, какое именно решение должна принять Эстония. Прийти, например, к выводу, что здесь не место для принятия решений или что мы поддержим Исландию в ее желании вступить в Евросоюз? Так это решение давно принято.



В отношении банка Ice­save нам известно, что месяца два назад правительство, опираясь на парламентское большинство, приняло одно решение, а президент — другое. И какую Исландию нам поддерживать, ту, за которой стоит решение правительства или решение президента?



Решение, которое примет Исландия, очевидно, выяснится на референдуме?


Вот именно, поэтому вопрос упирается в то, что в этом контексте может решить какое бы то ни было государство. Мы приняли принципиальное решение и готовы активно поддержать Исландию на ее пути в Евросоюз. Мы считаем, что вопрос с банком Icesave не должен помешать Исландии вступить в ЕС. Но конкретный экономический и юридический спор по поводу сбережений вкладчиков не является вопросом политического выбора.



Не могла бы Эстония, традиционно поддерживающая хорошие отношения как с Исландией, так и с другой стороной финансового спора, выступить в роли посредника?


Могла бы, если стороны выскажут такое пожелание. Насильно в посредники никто не навязывается.



Может быть, Эстонии следует проводить более активную внешнюю политику и самой предлагать решения, а не ждать, когда кто-то обратится к ней?


Вопросы, касающиеся внешней политики, не решаются через газеты. Кто сказал, что этот вопрос ни с кем не обсуждался?



И что обсуждалось?


Как я уже сказал, не все, что происходит во внешней политике, делается при участии прессы. В таком вопросе к соглашению должны прийти конкретные заинтересованные стороны, а соваться со стороны неразумно. Я убежден, что страны, которые в скором времени, возможно, будут в Евросоюзе и уже сейчас являются членами НАТО, для решения возникающих между ними вопросов не нуждаются в посредничестве третьих стран.



В отношении Василия Якеменко по-прежнему действует запрет на въезд в Шенген?


Да, действует.



Это еще один вопрос, который можно было бы решить на заседании кабинета правительства. С вашей точки зрения, запрет на въезд Якеменко в Шенген можно было бы аннулировать, но министр внутренних дел до сих пор этого не сделал, следовательно, этот вопрос относится к компетенции не только одного министерства.


Неужели, задавая этот вопрос, вы полагаете, что после разразившейся осенью истерии к обсуждению этой темы в Эстонии можно подойти рационально? Полагаю, что нет. К обсуждению этой темы еще долгое время нельзя будет подойти с рациональной точки зрения.



Думаю, правительство могло бы все вопросы обсудить рационально.


Да, но правительство все-таки работает в окружающей его среде, а не абсолютно независимо от того, что происходит вокруг нас.



И поэтому в повестке дня правительственного кабинета невозможно заявить вопрос визового запрета для Якеменко?


Эта тема ни для кого не является вопросом жизни и смерти. Один раз я сделал предложение, но не считаю нужным повторять его десятки раз. Всем это прекрасно известно, дело подробно обсуждалось при участии широкой общественности, позиции ясны. Я не вижу необходимости заново начинать обсуждение.



Начнет ли эстонская разведывательная группа во втором полугодии действовать в Афганистане в сотрудничестве с США?


Если с Соединенными Штатами Америки удастся договориться во всех деталях, то начнет.



Эти детали касаются финансирования?


Нет, Эстония сама финансирует военных, которых отправляет в свои миссии. Это касается логистики, сотрудничества, заданий и всего остального — если уж предпринимать такой шаг, то он должен быть эффективным и разумным.



Это подразделение должно быть довольно маленьким, ведь в противном случае пришлось бы ходатайствовать у Рийгикогу о дополнительном мандате?


Мы не планирует просить парламент о дополнительном мандате. Речь идет о том, чтобы разнообразить наш военный вклад в Афганистане в пределах нынешнего ограничения. Конкретные цифры планируют Силы обороны и Министерство обороны.



Приедет ли госсекретарь США Хиллари Клинтон в Эстонию на встречу министров иностранных дел стран НАТО?


Сейчас еще рано говорить об этом, обычно при встречах министров внутренних дел НАТО даже повестку дня ут­верждают всего за пару дней до начала мероприятия.



Должны ли вы обговаривать детали отправки разведгруппы в Афганистан с госсекретарем США?


Нет, эти технические детали обсуждаются только между военными.



Позволяет ли состояние нашего бюджета отправлять новое подразделение?


Если Минобороны и Силы обороны сделали такое предложение, значит, да.



Одна из важнейших внешнеполитических задач ближайшего времени, безусловно, связана с евро. Сколько раз вы сами разговаривали с главами европейских государств о нашем ходатайстве о введении евро, чтобы их отношение было как можно более благоприятным?


В течение последнего года я несколько раз разговаривал об этом со своими европейскими коллегами. В странах еврозоны нет ни одного министра иностранных дел, который не знал бы, что мы с наибольшей долей вероятности выполним все необходимые критерии. Все они сообщили, что если мы сделаем это, то они не видят никаких препятствий нашему вхождению в зону евро.  



Вопрос может быть поставлен и так: будут ли выполненные Эстонией критерии жизнеспособны?


Глядя на нынешнее экономическое состояние Европы, я думаю, что ей сейчас не помешала бы одна позитивная новость. Сейчас в ЕС есть шесть стран, выполняющие критерий бюджетного баланса, Эстония — одна из них.



Станет ли Эстония страной местонахождения инфотехнологического агентства Европейского Союза?


Станет, если так решит большинство стран ЕС. Мы со своей стороны ведем работу, чтобы представить свою кандидатуру — мы не заявляем о себе абы как, мы конкретно заинтересованы в области инфотехнологий. Нашу деятельность поддерживает и принятое в 2003 году решение о том, что все новые агентства ЕС должны открываться в тех странах союза, в которых еще нет ни одного.



Судя по месторасположению других новых агентств, ЕС придерживается этого принципа. Но ни для кого не является секретом, что и у Франции есть свои планы и амбиции. Я хотел бы надеяться, что ясность наступит за то время, пока председательствует Испания.



3 МЫСЛИ


• Вопросы, касающиеся внешней политики, не решаются через газеты.


• Заседания кабинета правительства проводятся не для того, чтобы просто обмениваться интересной информацией на злободневные темы, а для того, чтобы принимать решения, которые находятся в компетенции одного министерства.


• Сейчас в еврозоне нет ни одного министра иностранных дел, который не знал бы, что мы с наибольшей долей вероятности выполним все необходимые критерии.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх