Эстонским профсоюзам может грозить вымирание

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Администратор по работе с частными клиентами If Кindlustus Юлле Леннук уже более десяти лет является членом профсоюза и его доверенным лицом.
Администратор по работе с частными клиентами If Кindlustus Юлле Леннук уже более десяти лет является членом профсоюза и его доверенным лицом. Фото: Михкель Марипуу

В последние годы количество членов профсоюзов постоянно сокращается, и это происходит вне зависимости от состояния экономики. В профсоюзы входит менее десяти процентов трудящихся Эстонии. По данным 2008 года, в Евросоюзе процент охвата профсоюзами ниже только в Литве.

Причин непопулярности профсоюзов у нас в стране несколько: это и оставшееся с советских времен негативное отношение, и незначительная численность крупных предприятий в Эстонии, и эстонский индивидуализм, и другое.

Но десятки тысяч жителей Эстонии все же являются членами профсоюзов. Одна из них — администратор по работе с частными клиентами If Кindlustus Юлле Леннук.

Серьезной причиной, подтолкнувшей ее к вступлению в профсоюз, стали проблемы с  бывшимработодателем. «Фирма предыдущего работодателя разорилась, и я увидела, что может стать с работниками, когда на фирме дела идут плохо», — отметила Леннук.

Польза для работников
Теперь Леннук, являющаяся уже более десяти лет членом профсоюза If Кindlustus, — его главное доверенное лицо. Каждую неделю она может посвящать один рабочий день на п­роф­союзные дела, сохраняя при этом свою основную зарплату.

«У нас есть коллективный договор, и недоразумений хватало, особенно в начале 2000-х, когда работники чувствовали, что их права нарушаются. Но тогда проблемы удалось решить», — ответила Леннук на вопрос о пользе профсоюза для работников.

«Поскольку мы являемся членами Центрального союза профсоюзов Эстонии, то    можем пользоваться бесплатной юридической консультацией, — рассказала Леннук. — Тем более что повседневно проблемами трудового права занимается в Эстонии весьма незначительное число юристов, а юристы Центрального совета этим и занимается».

Коллективный договор установил работникам If более выгодные условия, чем предусмотрено законодательством. Например, If выплачивает  сотрудникам компенсацию по болезни с первого дня.

Главное, что дает коллективный договор — это чувство уверенности, которое подкрепляется тем, что о предстоящих изменениях работников  информируют  заблаговременно», — заметила Леннук.

Условия коллективного договора распространяются на всех сотрудников If, хотя в профсоюзе состоят только 15 процентов работников.

Время от времени слышно, что некоторые предприятия оказывают давление на работников, чтобы они не вступали в профсоюз. По словам Леннук, в If Кindlustus такого нет.

«У профсоюза отличные отношения с работодателем, регулярно проводятся встречи руководства и профсоюза, профсоюз привлекают к выработке решений по важным для сотрудников вопросам», — рассказала менеджер по персоналу If Кi­nd­lustus Кристи Рейнап.
То, что профсоюзы могут играть положительную роль, считает и руководитель Цент­рального союза работодателей Тармо Крийс.

«Предпринимателю трудно охватить разом все проблемы рабочей среды. Если из п­роф­союза приходят предложения, как сделать ее более безопасной и эффективной, то от этого будет огромная польза», — заявил он. Профессор макроэкономики Тартуского университета Рауль Эаметс заметил, что влияние профсоюзов на экономику в разных странах разное.

«В Скандинавии, где проф­движение сильное и проходят централизованные переговоры с работодателями, считается, что они не оказывают негативного влияния на экономику. Рынок труда там относительно гибкий и система работает, — рассказал он. — В то время как в континентальной Европе считают, что, например в Германии, профсоюзы делают рынок труда скорее менее гибким».

«Все, разумеется, зависит от того, с какой точки зрения смотреть, — продолжил Эаметс. — Если посмотреть на ситуацию в Германии с точки зрения работников, то профсоюзы делают там полезную работу».

«С учетом того, насколько индивидуалистично сейчас общество в Эстонии, я не думаю, что скандинавская модель у нас когда-нибудь приживется», — заметил  Рауль Эаметс.

Влияние незначительное
Но все же это не означает, что численное укрепление профсоюзов Эстонии обязательно имело бы негативное влияние. «В Эстонии столь низкая доля участия в профдвижении и его влияние столь незначительное, что если даже профсоюзы немного укрепятся, то это не может очень плохо сказаться на экономике», — считает профессор.

Но с увеличением количества членов профсоюза, продолжает он, у трудящихся укрепилось бы чувство социальной безопасности.

Комментарии
Copy
Наверх