Более одной трети населения Эстонии имеет различные наказания

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Жители Эстонии становятся преступниками
Жители Эстонии становятся преступниками Фото: Repro

Если государство продолжит криминализировать наказания в таком же темпе, через десять лет в Эстонии не останется столько граждан, чтобы обеспечить функционирование госаппарата и социальной сферы.





Так считает глава фирмы правового обучения Калле Прейсманн.

Крупнейшая группа риска — 17–25-летняя молодежь — из-за страха наказания покидает Эстонию и уезжает, например, в Австралию или Новую Зеландию, поскольку запись о наличии уголовного наказания за совершенный по молодости легкомысленный поступок в будущем может стать препятствием при поступлении на ответственную должность.

Озабоченность специалиста по праву, который уже три года призывает государственных мужей к умеренности в пенитенциарной политике, оправдана. В Эстонии более 94 000 человек имеют действующее уголовное наказание. По этому показателю мы находимся на одном из ведущих мест среди развитых стран. С этим согласно большинство местных экспертов.

В прошлом году список наказанных в уголовном порядке увеличился на 3706 человек. Это означает, что понесших наказание было на такое число больше, чем тех, чье наказание погашено, и криминализация населения продолжает расти.

Вместо опоры — обуза

«Я полностью разделяю озабоченность Калле Прейс­манна, нас тоже беспокоит такой высокий показатель», — сказал вице-канцлер Минюста Мартин Хирвоя.

Однако со вчерашнего дня вступил в силу новый Закон о дорожном движении (ЗДД), который оценивает управление автомобилем в средней степени опьянения как уголовное преступление. Ползучая криминализация продолжается. И тут тоже самая значительная группа риска — 17–25-летние, т. е. будущее страны.

По словам Прейсманна, больше всего за нарушение ПДД наказывают водителей этой возрастной группы. «Именно на этих молодых людей должно будет опираться государство через десяток лет. Эта группа приносит в  бюджет больше всего денег, — говорит он. — А теперь из-за глупости многие из них могут стать уголовными преступниками и вместо опоры государства станут его обузой».

Логика Прейсманна проста: даже если засадить в тюрьму всех водителей-пьяниц в Эстонии, это не очень изменит общую картину, поскольку пьяные водители участвуют только в 18 процентах ДТП.

«Новым законом государство отнимает возможность исправления у тех, кто нарушил закон в первый раз, — говорит юрист. — Я бы разрешил в качестве шоковой терапии сажать на двое суток впервые попавшихся за рулем в средней степени опьянения, но надо дать человеку возможность исправиться».

Критическое отношение Прейсманна к новому ЗДД подкрепляет реальное положение вещей — общая картина дорожного движения в стране показывает тенденцию к улучшению, а в некоторых местах цифры, касающиеся ДТП с участием пьяных водителей, улучшились в два раза.

Но тут его позиция начинает расходиться с мнением отвечающего в Мин­­юсте за криминальную политику вице-канцлера Мартина Хирвоя. Причина, по которой государство криминализировало пребывание за рулем с более 1,5 промилле алкоголя в крови, по словам Хирвоя, проста и ясна. Начиная с этой степени опьянения, водитель становится опасным для общества и других участников движения.

«Начиная с этой степени опьянения, случается больше тяжелых аварий, — говорит Хирвоя. — Наша цель в том, чтобы меньше людей гибли по этой причине».

Число может снизиться

«Люди должны понять, что цель закона — не желание строго покарать, — говорит вице-канцлер. — Идея в том, чтобы водители, ощущая себя пьяными, отказались от искушения сесть за руль в страхе получить за это уголовное наказание».

В словах Хирвоя есть резон. Ведь еще во вторник не было разницы в том, попался ты за рулем с 0,5 или 4 промилле алкоголя в крови. Теперь такая разница есть.

На опасения Прейсманна в том, что такая практика может увеличить на несколько тысяч число уголовных преступников за счет попавшихся водителей со средней степенью опьянения, вице-канцлер возражает: «A если исполнится наше желание и люди из-за страха наказания изменят свое поведение к лучшему? Почему не может случиться так, что это число снизится?»

Похоже, вице-канцлер оптимист. Калле Прейсманн утверждает, что в прошлом году 44 процента задержанных находились как минимум в средней степени опьянения. «У нас таких данных нет», — заявил Хирвоя. И тут же быстро начал считать. В прошлом году в Эстонии выявили примерно 10 000 пьяных за рулем, плюс еще 4000 тех, кто попался повторно. 44 процента от 14 000 — это примерно 6000 человек.

«Теперь предположите, что несколько тысяч из них исправятся и не сядут за руль из-за страха наказания. Ну, скажем так, что рост будет скорее небольшой, чем значительный, — констатировал вице-канцлер. — Но все это — лишь предположения».

Комментарий

Яан Соотак,
профессор уголовного права ТУ,
соавтор Пенитенциарного кодекса


Опасность того, что мы совершили ошибку, криминализировав управление автомобилем в средней стадии алкогольного опьянения, действительно существует. Возникло своеобразное смещение по фазе — государство ввело более строгое наказание в то время, когда острота проблемы в обществе пошла на спад.

Наше общество, несомненно, более падко на алкоголь, чем, скажем, в Германии. Так что на первый взгляд этот шаг казался оправданным. Но теперь можно сказать, что на сей раз гайки закручены слишком туго. Однако в сложившейся ситуации нельзя сходу развернуть все обратно. Государство могло бы, например, через год провести основательный анализ ситуации и исправить проявившиеся ошибки.

На мой взгляд, в Эстонии налицо тенденция к чрезмерной криминализации определенных вещей. Возьмем хотя бы наркотики, употребление которых, по сути, криминализировано в полном объеме.

Наркотики особенно популярны в молодежной среде, и воп­рос состоит только в том, в какой мере полиция хочет и готова раскрывать подобные случаи. И если у нее такое желание все же возникнет, появится ли опасность того, что и здесь у нас образуется значительное число уголовных преступников.

Лишение прав увеличит количество безработных

По словам эксперта по правовому обучению Калле Прейсманна, для улучшения организации дорожного движения государство могло бы, помимо формальных наказаний винов­ных, применять и иные меры, например, систему штрафных баллов.

«Ее эффективность уже проверена. Кроме того, по отношению к молодым людям можно было бы применять в качестве наказания за проступок общественно-полезные работы, чаще прибегать к арестам на несколько суток и т. д.», — предлагает он.

Штрафные баллы

В прошлом году в Эстонии право на вождение автомобиля было приостановлено у 13 574 водителей. Для сравнения Прейсманн привел Испанию, перешедшую в 2006 году на систему штрафных баллов, после чего там лишились водительских прав 14 000 водителей, а около 15 000 подошли к критической черте допустимого количества штрафных баллов. «В пересчете этих

29 000 на численность населения Эстонии, за тот же период мы получим примерно 40 000», — утверждает Прейсманн.

Разумная логика

По его мнению, логика испанского правительства достойна внимания — оно вовсе не заинтересовано в увеличении числа безработных, поскольку возможность получения рабочего места нередко сопрягается с наличием водительских прав.


«Эстония продолжает вести себя с точностью до наоборот, поскольку с нынешнего года право управления автомобилем может быть аннулировано в рамках основного наказания. При этом упускается из вида тот факт, что наказанными оказываются налогоплательщики, ведь государство не должно увеличивать число иждивенцев», — констатирует он. (РМ)

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх