Эстонская «Чайка» покорила Москву

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Сцена из спектакля «Чайка» в исполнении актеров Театра фон Краля (слева направо) Хельги Салло, Лембита Ульфсака, Рийны Майдре и Тийны Таурайте.
Сцена из спектакля «Чайка» в исполнении актеров Театра фон Краля (слева направо) Хельги Салло, Лембита Ульфсака, Рийны Майдре и Тийны Таурайте. Фото: Von Krahli teater

Вице-президент Фонда Станиславского Зейнаб Сеид-Заде так объясняет цель фестиваля «Сезон Станиславского»: «Наш фестиваль стремится еще и еще раз показать то главное, что нам оставил Станиславский, но в понимании и толковании современных режиссеров и актеров, которые не только сохраняют метод Станиславского, но и развивают его».



«Сезон Станиславского» — наглядное свидетельство того, что происходит с психологическим театром в условиях современного театрального языка и новых сценических решений. Взять хотя бы несколько названий из афиши нынешнего года: «Идиот» в постановке Эймунтаса Някрошюса, «Чайка» в постановке Кристиана Смедса, «Сказка Арденского леса» в постановке Петра Фоменко...



Что может объединять таких разных художников? Именно вера в искусство театра как в способ постижения человеческой природы, понимания самой жизни человека, ее законов, ее логики и нелогичности, ее взлетов и падений, ее высоты и низости...



Ждали с нетерпением

Даже эти два режиссерских имени — Някрошюс и Фоменко — ясно дают понять, в каком ряду театральных событий оказалась таллиннская «Чайка». О которой, кстати, в Москве уже знали, как знали о ней и в Петербурге, желая пригласить на «Балтийский дом».



Однако ни в позапрошлом, ни в прошлом году ни Москва, ни Питер нашу «Чайку» получить не могли по причине того, что спектакль не игрался — исполнительница роли Маши Тийна Таурайте была в декрете (кстати, за эту роль актриса получила ежегодную премию нашего Театрального союза).



Наша «Чайка» ожидалась с особым нетерпением потому, что, во-первых, эстонские театры — вообще редкие гости на московской сцене, а во-вторых, это первая большая работа молодого, но очень известного театрального «провокатора», финского режиссера Кристиана Смедса, с которой познакомилась российская столица.



Театр фон Краля играл спектакли в новом здании Театра Луны, пока еще не очень популярном, поэтому случайной публики в полном зале почти не было. С первых минут, с появления в фойе обаятельного Эркки Лаура, приглашающего публику на спектакль, начали устанавливаться доверительные отношения актеров с залом, хорошо понимающим, что такое игровое начало в современном театре.



Тем более, что сам Кристиан Смедс в интервью, данном накануне телеканалу «Культура», сказал: «Для меня эта пьеса — о театре, о границе между вымыслом и реальностью плюс проблема отцов и детей».



Проблема отцов и детей, как известно, подчеркнута режиссером приглашением отцов и сыновей — Лембит Ульфсак играет Аркадину, Юхан Ульфсак — Треплева, Александер Ээльма — Тригорина, Таави Ээльма — Медведенко... Смедс пригласил на роль Петра Сорина замечательную певицу и актрису Хельги Салло (при этом имя Петруша при ней осталось), часть персонажей вообще убрал.



В общем, режиссера-«провокатора», как всегда, интересовала сама суть чеховской пьесы, взаимоотношения внутри этого пространства, а никак не буквальное следование тексту.



Лестные отзывы

Вот некоторые отзывы критиков и зрителей — кстати, некоторые зрители имеют свои блоги в Интернете, и через целевой поиск можно найти целые страницы, посвященные впечатлениям от таллиннской «Чайки».



«Кристиан Смедс обладает одним очень важным для современного режиссера свойством: обстоятельства реальной жизни и предлагаемые обстоятельства драматургии он умеет на сцене перемешивать и примирять между собой». (Роман Должанский, «Коммерсант»).



«...остается прекрасная работа эстонских актеров, которые умудряются вытянуть из-под режиссерских трюков все важные чеховские темы: одиночества, несчастья, потребности в любви...» (Марина Тимашева, радио «Свобода»).



«В отличие от наших режиссеров, финны и прочие народности — в частности, эстонцы, обладают способностью делать спектакль на ровном месте... Они живые, молодые, красивые актеры. Ну, как мы. Спектакль о нас.



Он не нафталиновый, не позерский, не авангардный, он прямо в точку времени, в темечко. У нас ни один 30-летний так не делает. О том, как мы хотели родительской любви — а шиш.



О том, что мы — кидалы и будем назло кому-то стреляться, красоваться, с кровавой тряпкой на лбу и превращаться в детей, говорить, мамочка, а перевяжи мне головку. Что целовали одних, а имели в виду других. Как хотим напугать кого-то, чтобы обратили на нас внимание...» (блог Саши Денисовой).



Нужно отдать должное — замысел режиссера был понят и прочитан зрительным залом. Нельзя сказать, что безоговорочно принят, но своих заинтересованных поклонников и Кристиан Смедс, и театр фон Краля теперь в Москве имеют.



Спектакль


«Чайка»


Пьеса А. Чехова


Режиссер-постановщик:


Кристиан Смедс


В ролях: Лембит Ульфсак, Юхан Ульфсак, Александер Ээльма, Таави Ээльма, Тийна Таурайте, Хельги Салло, Эркки Лаур


Театр фон Краля,


25 ноября, 18.00

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх