Природные объекты исчезают с лица земли

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Хотя ель Тяду в волости Виймси в Харьюмаа засохла, она продолжает находиться под охраной.
Хотя ель Тяду в волости Виймси в Харьюмаа засохла, она продолжает находиться под охраной. Фото: Хендрик Релве

Департамент окружающей среды время от времени проводит ревизию находящихся под охраной парков, вековых деревьев и ледниковых валунов. При этом нередки случаи, когда охраняемый объект просто исчезает с лица земли, пишет Мадис Филиппов.

Виндекский парк на Маарьямяги в Таллинне — печальный пример уничтожения природного объекта в результате человеческой деятельности. Этот приусадебный парк был заложен еще в XIX веке. В начале XXI века в парке вырубили почти сто полувековых дубов, а на их месте построили дома.

«К настоящему времени старинный парк, несмотря на то, что в 1993 году он был взят государством под охрану, практически уничтожен», — сказал Андрес Ярве из Департамента окружающей среды, в сферу деятельности которого входят Харьюский, Ярваский и Раплаский регионы.

В начале 2000-х годов город передал парк государству, но к настоящему времени земельные участки на его территории на законных основаниях уже отданы под застройку. «Призвать к ответственности кого бы то ни было практически невозможно, так как строительство было согласовано с местным самоуправлением», — сказал Ярве.

Парк на Маарьямяги — не единственная достопримечательность, утраченная в результате человеческой безалаберности. Ледник, который оставил многочисленные следы на территории Эстонии, отметился и в деревне Эйамаа Ярваского уезда валуном шириной девять мет­ров, получившим название Линнаметса. Увы, в результате мелио­ративных работ этот валун исчез еще в советские времена.

Выборочная проверка
В Тартуском уезде в волости Тарту еще в 1964 году взяли под охрану целое валунное поле, но со временем валуны использовали как строительный материал.

Остается утешаться тем, что чаще всего природные объекты исчезают все же под воздействием совсем других сил. «Конечно, бывают случаи, когда вековое дерево, огромный валун или парк гибнут по вине человека. Но, как правило, главная причина, по которой погибают охраняемые объекты, это сама природа», — говорит Ярве.

Деревья гибнут от мороза, зноя и сильного ветра и просто естественной смертью, так как истекает срок их жизни. Чтобы иметь представление о реальном положении дел, Департамент окружающей среды проверяет, какие природные объекты сохранились, а какие безвозвратно утеряны.

Пока инвентаризация проведена выборочно, но уже известно, что, например, в Ляэнеском уезде из списка охраняемых исключены 15 объектов, на Сааремаа 14, в Пярнуском уезде 16, Выруском 17, Пылваском 14 и Валгаском 10 объектов.

Умирают своей смертью
«Много вековых дубов гибнет от удара молнии», — сказала Пилле Саарнитс, ведущий специалист охраны природы Департамента окружающей среды, курирующая Пылваский, Валгаский и Выруский регионы.

Так, в 1992 году от удара молнии загорелся дуб в волости Урвасте, которому было около 450 лет. По обхвату ствола это заповедное дерево, называвшееся дубом Якоба, занимало второе место в Эстонии (719 см на уровне груди человека — Ред.). Примечательно, что в стволе дуба обнаружили редкий вид гриба, который растет только в стволах деревьев, которым не менее 300 лет.

«Остальные лиственные деревья — березы, черемуха, вязы — умирают из-за того, что ломаются, так как срок их жизни давно вышел», — объяснила Саарнитс.
Давно перешагнул отмеренный деревьям срок и засыхает огромный 600-летний дуб, растущий в Пылваском уезде. И хотя иногда на дубе еще появляются листья, из числа охраняемых объектов его придется исключить.

В волости Сурью в Пярнуском уезде погибло поистине королевское дерево, 33,5-метровая ель с шестью верхушками, в Харьюском уезде засохла росшая на камне ель, именуемая Тяду. Ель продолжает прочно держаться за камень, из числа охраняемых объектов ее исключат только после того, как она окончательно погибнет.

Парки теряют ценность
В Ляэне-Вирумаа из числа объектов, находящихся под охраной, придется исключить десять парков. «Парки создаются людьми, и если за ними регулярно не ухаживать, они зарастают и теряют свою ценность», — объяснила ведущий специалист Департамента окружающей среды по Вирускому региону Марет Вилдак.

Ценность парка снижается, если при уходе за ним не учитывают исторически сложившуюся планировку и возводят на его территории постройки, не вписывающиеся в ансамбль. Многие природные объекты приходится исключать из числа охраняемых по той простой причине, что их не удается обнаружить.

Например, шестимет­ровый ледниковый валун Киллуметса Кивимурру, который должен был находиться в заболоченной местности в волости Вянд­ра в Пярнумаа, после неоднократных поисков найти так и не удалось. Та же история и с ледниковым валуном Аруметса в волости Хяэдеместе.

месячник охраны природы

• В понедельник, 10 мая, начался месячник охраны природы, проводимый в этом году под девизом «Богатство жизни — в силе жизни».
• 14-15 мая по инициативе журнала Geo в Тарту в парке Тяхтвере и в дендропарке Аграрного университета пройдут экскурсии под руководством специалистов.
• 22 мая состоятся походы по заповедным местам. Информация о походах, учебных поездках и мероприятиях месячника на сайте www.keskkonnaamet.ee/lk100.
• В 2010 году исполняется 100 лет охраны природы Эстонии. Кроме того, 2010-й год — Международный год биологического разнообразия, именно этим темам посвящен месячник охраны природы.
• 1910 год считается годом, когда был заложен фундамент охраны природы Эстонии. По инициативе Артура Тоома, смотрителя маяка на острове Вилсанди, родился первый птичий заповедник на островах Вайка.
• В прошлом году в Эстонии насчитывалось около 3500 охраняемых природных объектов.
Источник: Департамент окружающей среды



 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх