Арияндас Шлиупас: мы хотим Rail Baltica. Как быть дальше?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Арияндас Шлиупас
Арияндас Шлиупас Фото: SCANPIX

Разногласия в переговорах по поводу Rail Baltica касаются не вопроса, строить трассу или нет, пишет замминистра транспорта и коммуникаций Литвы  Арияндас Шлиупас.

В течение жизни только одно поколение жителей Эстонии, Латвии и Литвы стало свидетелем, как мечты воплощаются в жизнь. И все же одна большая мечта пока еще не осуществилась – это мечта о скоростной трассе, позволяющей населению трех стран Балтии напрямую добраться в сердце Европы.

Данный проект позволил бы жителям прибалтийских стран укреплять связи, развивать туристическую сферу и предпринимательство. Литва также является сторонником развития этих направлений и поэтому желает, чтобы трасса Rail Baltica была построена.

Разногласия в переговорах по поводу Rail Baltica, о которых мы слышали в последние месяцы, возникли не из-за того, что встал вопрос, строить трассу или нет. Они касаются пока еще неразрешенных обстоятельств, которых с учетом объема уже проведенных работ, удивительно мало. В конце концов, Rail Baltica – это сложный проект, который легко может породить всевозможные разногласия в духе «только не у меня во дворе» или «обязательно именно у меня во дворе». Мы близки к тому, что Rail Baltica будет построена.

При этом истина в том, что у каждого государства есть свой интерес. Как есть он у Эстонии, так есть и у Латвии, и Литвы. Действительно, свои интересы необходимы для того, чтобы Rail Baltica появилась вообще, и требуется немного дипломатичности, чтобы интересы эти объединить. Дипломатия – это и есть умение видеть одну и ту же вещь с разных точек зрения.

Предложения Литвы по поводу железной дороги базируются на экономических аргументах, логичных для человека, который рассматривает их с литовской стороны и учитывает то обстоятельство, что Литва находится в нескольких сотнях километров к югу от Эстонии, а также размышляет об экономических интересах страны и жителей Литвы. Относительно Rail Baltica у нас три серьезных вопроса.

Во-первых, учитывая масштабность проекта и сложность решений, следовало бы, на наш взгляд, придерживаться поэтапного строительства трассы. Мы верим, что строительство в несколько этапов крайне необходимо, чтобы осуществлять жизнеспособные инвестиции и избегать чрезмерного инвестирования. В проекте предусмотрено два периода финансирования (2014–2020 и 2021–2027), и это еще один аргумент в пользу логичного и неизбежно поэтапного подхода, поскольку мы должны реалистично подходить к получаемым из фондов Евросоюза средствам.

Во-вторых, определенная неразбериха касается вопроса соединения трассы с Вильнюсом. Надо признать, что Литва должна была более четко выразить свою позицию. Однако здесь речь идет о незыблемом принципе транспортной политики ЕС, цель которой – объединить столицы всех государств – членов союза.

С экономической точки зрения нельзя проигнорировать тот факт, что вильнюсский регион производит 40 процентов внутреннего валового продукта Литвы и речь идет о втором по величине городе стран Балтии. Могу предположить, что с позиции Эстонии было бы неразумно начинать трассу Rail Baltica не из Таллинна, а, к примеру, из Раквере.  Хорошо известно, что большинство коммерческих интересов и интересов жителей связаны со столицами.

В-третьих, Rail Baltica также важна для региональных связей, оживляющих сотрудничество и развитие коммерческой среды. Так что вопрос не только в том, соединять ли Таллинн с Западной Европой, как это неоднократно выражала эстонская сторона.

Железная дорога должна прежде всего улучшить сообщение между регионами, что в долгосрочной перспективе объединит страны Балтии и Западную Европу и позволит более эффективно использовать и развивать соответствующую инфраструктуру из Каунаса в Польшу, согласуя это с развитием аналогичной инфраструктуры в Польше.

В доказательство того, что мы крайне заинтересованы в проекте Rail Baltic, Литва сделала множество серьезных шагов и приняла для его осуществления ряд необходимых важных решений. Наше правительство выделило необходимые деньги, создало предприятие, участвующее как акционер в строящемся совместном предприятии проекта.

В эстонских СМИ выражались сомнения относительно заинтересованности Литвы в проекте. Postimees в конце прошлого года также писал, что литовцы даже не очень-то хотели бы видеть у себя трассу. Тем не менее, речь идет о спекуляциях.

В Литве выражались аналогичные сомнения относительно Эстонии, например, казалось, что Эстония вновь готовится обсуждать прохождение трассы через Тарту. Ознакомившись с происходящим в Эстонии поближе, мы в Литве поняли, что речь идет о спекуляциях, и Эстония, безусловно, крайне заинтересована в воплощении идеи проекта  в жизнь.

Итак, мы подошли к тому, чтобы построить крупнейший между нашими государствами совместный проект инфраструктуры, ближе, чем когда бы то ни было раньше. И мы желаем, чтобы эта железная дорога была лучшей из возможных, даже если ее строительство займет немного  больше времени. Не будем забывать, что при строительстве столь важных сооружений действует правило: «Лучше строить хорошо, чем быстро». Сделаем этот проект вместе!

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх