Они стояли молча в ряд, их было восемь

Елизавета Фомина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Поезд с беженцами в Венгрии.
Поезд с беженцами в Венгрии. Фото: ATTILA KISBENEDEK/AFP
  • В ТЛУ будут проходить бесплатные курсы для беженцев
  • Некоторые преподаватели не хотят работать с иммигрантами бесплатно
  • Инициатор создания курсов - профессор семиотики ТЛУ Даниэле Монтичелли
  • Зарплаты преподавателей невысоки

Бесплатные курсы для беженцев, которые решили организовать добровольцы из Таллиннского университета, вызвали противоречивые отклики в обществе. Нашлись и  преподаватели, которые согласились обучать иммигрантов. Однако многих сотрудников поразило, что работать придется сверхурочно и абсолютно бесплатно.

«Меня удивляют двойные стандарты: с одной стороны, нам постоянно твердят, что бюджет университета ушел в минус, призывают на всем экономить, а обещания  повысить зарплату так и остаются обещаниями, а с другой стороны, университет соглашается на эти языковые курсы и все расходы, насколько я знаю, берет на себя», – говорит лектор ТЛУ Наталья Синдецкая.

Бесплатно, зато сверхурочно

В условиях экономии, с учетом мизерных зарплат, сокращений и университетской реформы, организация бесплатных языковых курсов выглядит, по словам преподавателя, мягко говоря, непонятной:

«Я не думаю, что среди тех, кого я знаю, найдутся люди, которые согласятся работать бесплатно и сверхурочно. Я не очень понимаю, как будут организованы эти курсы. Беженцы будут приходить в университет? Но ведь ничего бесплатного нет: например, будет дополнительно расходоваться электричество... Не представляю, как университет сможет выполнить все эти обязательства, которые он на себя берет».

Наталья сомневается в том, что беженцы вообще захотят учить эстонский язык: с ее точки зрения, для большинства из них Эстония – не конечный, а перевалочный пункт. При этом она добавляет, что не имеет ничего против обучения иммигрантов, ведь дело, в конечном итоге, не в них, а в политике университета: «Когда нам пришла рассылка насчет этих курсов, я даже не поняла, что речь идет о беженцах. Просто удивило, что все это бесплатно».

Удивление университетских преподавателей, зарплаты которых невысоки (от 775 брутто до 1400 брутто, но это уже профессорская), абсолютно понятно, но стоит отметить, что обучение беженцев – дело добровольное. Инициатором создания курсов стал профессор семиотики ТЛУ Даниэле Монтичелли.

И примкнувший к ним ТЛУ

Обучать беженцев языку на общественных началах станут лишь те, кто этого хочет и к этому готов, говорит Монтичелли. Семиотик, приехавший в Эстонию из Италии, сам выучил эстонский язык и теперь готов помочь другим иностранцам. К его начинанию согласились примкнуть восемь сотрудников университета, среди них – и носитель арабского, который сможет преподавать иммигрантам на их родном языке. Поддержавших морально, но не примкнувших, оказалось больше восьми. 

«Мы пришли к выводу, что у нас достаточно сил, желания и компетенции, чтобы внести свой вклад в то, чтобы беженцы смогли быстрее влиться в эстонское общество, –  рассказывает Монтичелли. – Мы решили организовать курсы, причем не только эстонского, но и английского, и немецкого языков. Ведь здесь останется только часть иммигрантов: кто-то потом вернется домой, кто-то отправится в другие страны, где им тоже будет необходим иностранный язык».

По словам семиотика, инициатива исходила от сотрудников ТЛУ, сам университет присоединился к ней позже, предложив свои помещения и учебные материалы. Монтичелли не исключает, что в дальнейшем университет сможет зачесть эти курсы как рабочие часы, однако пока, по его словам, руководство об этом молчит.

Курсы начнутся с прибытием беженцев, то есть в начале следующего года. Группа энтузиастов решила заранее подготовиться к приезду мигрантов и проконсультировалась с министерствами и общественными организациями.

«Государство тоже собирается организовать языковые курсы для беженцев, поэтому мы обратились в различные ведомства, чтобы выяснить, чего им не хватает, и чем сможем помочь мы», – объясняет свое обращение Монтичелли.

С учетом их планов

Министерство социальных дел также будет проводить курсы для иммигрантов, но только эстонского языка, английский и немецкий языки – это придумка добровольцев из ТЛУ. Обучение они будут вести как на базе эстонского и английского, так и на основе более редких языков, в том числе, арабского. В большей степени будут учитываться индивидуальные особенности беженцев – например, их профессия и дальнейшие планы. Иммигрантов будут учить как в группах, так и индивидуально – в зависимости от их рабочего графика. Кроме того, курсы планируются не только для беженцев, но и для тех, кто только просит убежища (их обучение не оплачивается государством).

Пока рано говорить о том, сколько иностранцев пойдет на курсы, но организаторы ожидают, что спрос будет большим. «Конечно, беженцы могут и не захотеть учить языки, – размышляет Монтичелли. – Мы не можем предугадать, каков будет реальный интерес. Со своей стороны скажем лишь, что мы к проведению курсов готовы. Однако я думаю, что интерес будет довольно большим, потому что люди хорошо понимают, что если они хотят здесь остаться, нужно выучить язык».

Несмотря на противоречивое отношение к беженцам в обществе, многие (точное количество, к сожалению, осталось неизвестным) сотрудники ТЛУ приветствуют проведение языковых курсов. Вместе с тем Монтичелли понимает, что эта инициатива не могла устроить всех преподавателей университета: «Разумеется, не все сотрудники отреагировали с радостью. Но не из-за предвзятого отношения к беженцам, а потому, что не все готовы работать сверхурочно и бесплатно. Учитывая наши маленькие зарплаты, удивительно, что вообще нашлись добровольцы. Но их согласие демонстрирует, что люди чувствуют ответственность за то, что происходит в нашем обществе. Они заинтересованы в том, чтобы интеграция беженцев прошла плавно и безболезненно».

Если будет желание и время

Хотелось бы добавить, что противоречия, возникшие в ТЛУ между сторонниками и противниками языковых курсов, выходят за рамки университетской жизни и касаются не только проблемы преподавательских зарплат. Если учесть, как много говорится о том, что беженцы должны влиться в сообщество, и посмотреть, что для этого предпринимается, станет понятно, что организацию многих языковых курсов берут на себя различные некоммерческие и добровольческие объединения. Государство же готово взять на себя лишь часть языкового обучения беженцев. И вот теперь возникает вопрос: а есть ли у нас единая программа языковой интеграции беженцев?

По словам руководителя отдела политики международной безопасности Министерства социальных дел Трийн Рааг, нельзя сказать, что такая программа отсутствует. Вместе с тем она признает, что пока не очень понятно, как будет распределяться обучение беженцев между государством, некоммерческими организациями и отдельными группами энтузиастов.

«Все дело в том, что количество беженцев, которых примет Эстония, невелико, поэтому нет необходимости в специальной государственной программе, – объясняет Рааг. – Напротив, мы хотим подходить к обучению иностранцев индивидуально. Мы будем исходить из количества желающих учить язык, их рабочих условий и наличия у них свободного времени. Все это станет ясно уже после приезда мигрантов».

И хотя Рааг затруднилась ответить на вопрос, готово ли государство в дальнейшем финансово поддержать университеты, которые согласны проводить языковые курсы для беженцев, она признает, что их деятельность в сложившихся на настоящий момент условиях необходима: «Инициатива преподавателей ТЛУ – очень похвальное начинание. Преподаватели Таллиннского университета не только знают редкие языки, но и знакомы с культурой различных восточных народов. Это, несомненно, облегчит прибывшим в Эстонию беженцам интеграцию в общество».

Комментарии
Copy
Наверх