Тысячи латышей остаются без света

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
У представителя предприятия Latvenergo Александра Андреева (слева) и работника Eesti Energia Яануса Асукюлла в субботу было работы невпроворот. По оценке латышского коллеги, их международная команда работала слаженно как часы.
У представителя предприятия Latvenergo Александра Андреева (слева) и работника Eesti Energia Яануса Асукюлла в субботу было работы невпроворот. По оценке латышского коллеги, их международная команда работала слаженно как часы. Фото: Силле Аннук

Раньше здесь пролегал километр центральной линии электроснабжения, — показывает мастер предприятия Latvenergo Николай Силионов. Теперь линий и столбов не видать. И мы идем в снегу где-то на краю света на юго-восточной границе Латвии.

Это один из наиболее сложных районов Латвии, в котором объявлено особое положение. У многих здешних людей в домах с 26 декабря нет электричества. На расположенном возле Рундену хуторе бабушки Ольги Анджан свет погас 30 декабря. Ее муж ходит в деревню заряжать мобильный телефон, чтобы звонить в Latvenergo и выслушивать заверения в том, что проблемой уже занимаются.

Можно с уверенностью сказать, что и сейчас в доме Анджан и во всей остальной деревне электричества нет. «Света нет, мобильник не зарядить, телевизор не посмотреть, воду не вскипятить», — перечисляет Анджан, и две дворняги подтверждают ее слова дружным лаем.

«Газету не почитать, потому что ничего не видно. Ничего нет. Они только повышают себе зарплату, а у нас даже лампочка не горит».

На протяжении всей этой недели Latvenergo будет заниматься ремонтом цент­ральной линии электропередач, и только после этого можно будет заняться ремонтом линий низкого напряжения, то есть теми самыми кабелями, которые ведут на хутора.

На опушке леса в выходные трудились двое латышей и трое эстонцев, с усмешкой поглядывавших на ползущих по снежному склону журналиста и фотографа. В сотне километров отсюда работали еще трое сотрудников фирмы Eesti Energia, хотя латыши позвали к себе на помощь еще и работников Eesti Empower. А где-то там этой же проблемой занимаются и литовцы.

Дружба народов
Три эстонца и два латыша около деревни Рундену работают с огоньком. Водитель трактора Меэлис Лауд размышляет том, как спуститься в заснеженную долину, а потом вылезти из нее. «Честно говоря, даже не знаю, как спуститься по такому склону — если я поеду сюда, то перевернусь».

Возившийся с пилой Алдо Тоом признается, что даже не думал, что дела в Латвии настолько скверные. «Здесь работы невпроворот», — считает он. Их латвийский коллега Александр Андреев говорит, что сотрудничество с эстонскими коллегами протекает успешно. «Мы работаем дружно, как одна команда, будто в Советском Союзе», — смеется он.

Руководитель регионально­го отделения Latvenergo Арнис Заланс признался, что с са­мого Рождества ни он, ни ос­­тальные энергетики в этих краях не знают покоя. «Мы на­чали 26 декабря и трудимся уже более двух недель — ра­ботали перед Новым годом, после него и на православное Рождество», — говорит он.

«Я не могу сказать, сколько мы еще будем трудиться. Понимаете, это была не простая снежная буря, это был настоящий ледяной дождь, — поясняет Заланс. — Что-то подобное было в этих краях лишь в 1978 году».

Для линий электропередач ледяной дождь куда хуже, чем снежная буря. Да и ликвидация последствий после него гораздо сложнее, поскольку на линию падают не отдельные деревья, а десятки и сотни. А потом еще падают и столбы линии электропередачи.

На том отрезке, где и сейчас еще работают эстонские электрики, они обвалились на протяжении целых километров.
Мы проехали больше 300 километров, чтобы убедиться, что и в Латвии стоит зима. Никогда ранее мне не приходилось видеть такую картину: аллея покрытых толстым слоем льда и согнутых под его тяжестью деревьев тянулась на многие километры. Лед висел и на линиях электропередач, прогибая их местами до земли.

Руководитель бригады из шести человек Eesti Energia Võrguehitus Виктор Мяги признается: увиденное в Латвии — это нечто особенное в его практике, хотя и в Юго-Восточной Эстонии бывало, что обледеневшие деревья падали на линии электропередач.

В субботу утром в Латвии были обесточены еще 930-940 подстанций, которые снабжали электроэнергией почти 10 000 потребителей.

Работы на весь месяц
  По словам Мяги, пяти­дневная командировка эс­тонских электриков в Латвию — не гуманитарная акция, а работа по заказу Latv­energo. Однако Eesti Ener­gia, по его словам, не намерена наживаться на помощи попавшим в беду латвийским коллегам.

«Ребята начинают трудиться рано утром и работают примерно до шести вечера», — рассказывает он. По его словам, в Латвии коридоры для линий электропередач более узкие, чем у нас, поэтому и обрывы линий от падающих деревьев случаются чаще.

Причины объявления особого положения в некоторых районах Латвии, по словам Мяги, весьма прозаические. «Во-первых, в этом случае Latvenergo может нанимать фирмы на восстановительные работы без объявления конкурса на госпоставку, чтобы не терять времени, — объясняет Мяги. — Во-вторых, они хотят приобрести без объявления тендера технику, чтобы можно было быстрее начать работы. Кроме того, сейчас они могут без согласования с владельцем спиливать деревья на частной земле».

По словам Заланса, местные жители ведут себя спокойно и относятся к электрикам дружески и с пониманием, поскольку видят, что творится вокруг. «Люди добровольно приходят на помощь, — рассказывает он. — Но если бы все это происходило в окрестностях Риги, то вряд ли отношение к нам было бы таким дружелюбным.

Чем дальше от столицы, тем спокойнее люди».
Заланс не скрывает, что ликвидация последствий ледяного дождя и восстановительные работы могут продлиться весь январь. Иными словами, некоторые жители Латгалии смогут задуть свечи на своих хуторах только через месяц.

Ключевые слова

Наверх