Экономическая политика правительства вызывает страх (6)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Юри Ратас, Хелир-Валдор Сеэдер и Евгений Осиновский.
Юри Ратас, Хелир-Валдор Сеэдер и Евгений Осиновский. Фото: Georg Kõrre

Впервые после восстановления независимости Эстонии предприниматели смотрят в сторону Тоомпеа со страхом. «Появился страх перед переменами, - сказал исполнительный директор Торгово-промышленной палаты Майт Пальтс. – Создана ситуация, при которой хорошим считается то, что работает стабильно, когда не нужно бояться, что вот-вот что-то снова начнут менять». 

Коалиционный договор Центристской партии, социал-демократов и IRL содержит внушающие доверие основные идеи, но опасения предпринимателей вызывает желание навязать поправки к законам, созданные не пойми как.

Правящий союз снизил привлечение предпринимателей к созданию законов, увеличил бюрократию и ввел настолько запутанную налоговую систему, что даже Налоговый департамент был обескуражен, объясняя ее принципы людям. Именно так деятельность правительства оценивают значимые предпринимательские организации.

Эти горькие слова идут вразрез со сформулированным в радужных тонах коалиционным договором, который обещает предприятиям лучшие возможности для роста и программу нулевой бюрократии. Для выхода из застоя обещается открытое для идей правительство, которое при принятии решений не зациклится на собственной мудрости, а будет слушать предпринимателей, экспертов, свободное общество и оппозиционные партии.

«В то время, когда одна рука государства борется с бюрократией, другая делает ее еще более интенсивной, - отметил руководитель Центрального союза работодателей Тоомас Тамсар. – Сохраняется тенденция пропихивания законопроекта в Рийгикогу по-тихому».

Члены правительства Юри Ратаса, конечно, с удовольствием общаются с предпринимателями и представляющими их организациями, но остаются слепыми и глухими к любому их предложению. Поскольку важные политические решения принимаются без анализа и прогноза экономического влияния, при наличии некоторых якобы благоволящих предпринимательству лиц, трудно найти предпринимателей, которые бы подтвердили, что им это на пользу.

«Приведу в пример реформу подоходного налога и не облагаемый подоходным налогом минимум, что ведет к ступенчатому налогу. Да, расчет спецналога на автомобили фирмы упростили для предприятий, но подняли ставку налога, и в итоге налоговая нагрузка увеличилась, - объяснил Тамсар. – И хотя мы обратили на это внимание, нас никто не услышал».

По мнению мелких предпринимателей, правящая коалиция своей экономической политикой повела жизнь в сторону левой социальной политики, в результате чего саботируется предпринимательская среда. Представленный Ассоциацией мелких предпринимателей перечень вредоносных решений совпадает с так называемым черным списком других организаций: повышение акцизов на алкоголь, топливо, газ, ступенчатая и сложная система подоходного налога для частного лица.

«В реальности правящий союз не сделал ничего полезного для Эстонии. Напротив, всего за год власти растрачены государственные резервы и открыта дорога к бездумным государственным тратам, - сказала президент Ассоциации мелких предпринимателей Керсти Крахт, которая успешно баллотировалась по спискам EKRE на местных выборах в Таллинне. – Чем короче будет жизнь нынешней коалиции, тем полезнее это будет для Эстонии и предпринимательства».

Недовольство мелких предпринимателей вызвало то обстоятельство, что для покрытия недостачи от недопоступления алкогольного акциза, министр финансов сделал предложение перенести ряд инвестиций и увеличить размер изымаемых из госпредприятий дивидендов, вместо того, чтобы снизить расходы государственного бюджета.

Критике подвергается и план бесплатного общественного транспорта, который заставит мелкие предприятия, занимающиеся перевозкой людей, конкурировать с избранными, которые начнут переманивать люде в свои бесплатные автобусы, поскольку государство им все просто оплатит.

Главные социальные партнеры предпринимателей, профсоюзы, считают самыми главными изменениями в экономической политике правительства те, которые повлияют на производительность и мотивацию людей участвовать на рынке труда в Эстонии.

Серьезное значение профсоюзы видят и в реформе родительских компенсаций, а также в новых методах переобучения Кассы страхования от безработицы, которые помогают обычным работникам удержаться на работе и продвинуться на более производительные позиции на рынке труда. «В предыдущей коалиции такое было невозможным», - признал председатель Эстонского центрального союза профсоюзов Пеэп Петерсон. Давая оценку экономической политике коалиции Центристской партии, социал-демократов и IRL, Петерсон припомнил время годичной давности, когда экономика находилась в так называемом застое и проблему явно не отрицали.

«Сейчас мы оказались с обратной стороны. Экономика стремительно приближается к границе перегрева, изменений в экономической политике и других сферах так много, что корабль выглядит несколько неуправляемым, - признал Петерсон. – Никто не рад странным налоговым формулам, которые приведут к тому, что незапланированные доходы начнут передавать в конвертах, и я не исключаю, что все это в будущем придется упрощать в сторону классического прогрессивного подоходного налога».

Петерсон обратил внимание на смекалку наших южных соседей: Латвия сумела найти способ проведения в следующем году масштабной налоговой реформы, которая опирается на широкую общественную договоренность. Но тут прозвучали и слова благодарности в адрес правительства Эстонии.

«Позитивное влияние окажет повышение не облагаемого подоходным налогом минимума, от которого выиграют сотни тысяч людей и заинтересованные в их работе работодатели. Под прикрытием алкогольной политики, Больничная касса получит дополнительные деньги и обновление в управлении, благодаря чему, лечить болезни действительно начнут на более ранней стадии. Если до сих пор выпадение с рынка труда начиналось в среднем за семь лет до наступления пенсионного возраста, то при совместном влиянии ряда изменений этот показатель должен начать тенденцию к снижению», - сказал Петерсон.

КОММЕНТАРИИ

Ценим работу с маленькой дополнительной ценностью

Юлле Пихлак, преподаватель по предпринимательству EBS

У меня лично возник страх возвращения социализма. Предприниматель не знает, к каким сюрпризам еще нужно быть готовым. Угрожающий налог с прибыли конкурентоспособности не увеличит. Есть и опасность, что начавшаяся с Таллинна конкуренция общественного сектора с частными предприятиями можно приобрести большие масштабы.

Стратегия роста предпринимательства Эстонии на 2014-2020 годы указала направление, в сторону которого правительство в то время надеялось развить предпринимательскую среду Эстонии. В этом документе подчеркивается, что общественный сектор ориентирован на рост конкурентоспособности предприятий и благосостояния населения. Благосостояние населения увеличит создающее большую дополнительную ценность, а через это и платящее большие зарплаты частное предпринимательство.

Однако есть ощущение, что в эйфории от власти об этих планах забыли и начали быстро, без разных анализов, претворять в жизнь свои популистские обещания.

Какой сигнал подает новое правительство молодым людям своей налоговой политикой? Мечтали, что больший доход будут получать те, кто своей работой создают дополнительную ценность. Вместо того, чтобы заботиться о качестве образования, которое позволило бы молодым найти высоко ценимую работу, немного денег дают тем, кто получает маленькие зарплаты.

Будем надеяться, что это не отнимет у молодых людей мотивации развиваться и пробиваться дальше. Помимо благосклонности к работам с малой дополнительной ценностью, такая налоговая политика еще и очень несправедлива, поскольку в числе прочего наказывают работающих на нескольких работах родителей-одиночек. Может быть, для протрезвления правительству нужно было бы взять больше времени, и тогда за основу приняли бы доход на каждого члена семьи.

Хорошее обещание может нанести ущерб

Хейдо Витсур, экономический советник президента

Самый весомый экономически-политический шаг коалиции – повышение не облагаемого подоходным налогом минимума – начнет оказывать влияние уже со следующего года и его позитивное влияние должно сохраниться еще на несколько лет. Реальное же его влияние мы сможем измерить через несколько лет и в течение более длительного времени, но никак не во время работы этого правительства. И даже тогда оценка влияния этого шага будет противоречивой, сложной и неточной.

Если говорить о других одиночных шагах, то я не знаю ни одного дела, кроме изменения акциза на алкоголь и дизельное топливо, в случае которого можно было бы вывести конкретное финансовое влияние. При этом я знаю только одну сторону этой политики – о проблемах, возникших при подорожании алкогольных акцизов, но не о пользе, которую получили, не подняв акциз на дизельное топливо.

В большинстве случаев проблема же не в самих обещаниях, а в том, как их претворяют в жизнь. Насколько настойчиво, насколько умно, насколько хороши возможности и учтено стороннее влияние. И прекрасные обещания можно претворить в жизнь так, что вместо пользы они принесут вред. Дьявол обычно кроется в деталях.

Насколько этот год может оказаться лучше предыдущего? Вполне вероятно, что многие обещания коалиции, которые предприниматели называли вредными, в целом не оказали заметного негативного влияния на наше предпринимательство и экономику. Но мы не можем сказать и того, что дела в экономике пошли лучше, поскольку коалиция сменилась. В оценке экономической политики за один год нет никакого смысла, хотя это постоянно пытаются делать.

Запреты-приказы тормозят развитие

Март Лаар, председатель совета Банка Эстонии

Чем дальше правительство держится от предпринимательства, тем лучше. Хорошее правительство позволяет людям жить самостоятельно и занимается своими делами. Но все не так просто. Я сравнил бы роль правительства в современном мире с работой футбольного судьи, который устанавливает правила игры и следит за их исполнением. Судья не пытается сам ударить по мячу.  У него есть право предложить внести дополнения в правила игры, но он обычно этого не делает.

Во-первых, нельзя взращивать страх в среде предпринимателей. Ни правительству, ни оппозиции. Общественное обсуждение новых идей – это хорошо, но если министры постоянно выходят с предложением введения новых налогов и изменения предпринимательской среды, это создает неуверенность, которая очень плохо влияет на предпринимательскую среду. У правительства должно хватить смелости при необходимости принять быстрое решение и взять на себя ответственность – обычно это лучшее.

Во-вторых, настал последний момент, когда можно спросить себя: является ли решением запрет всего и всем? Деятельность правительства при создании Rail Baltic не была слишком открытой, кое-что критиковали, но должны ли мы теперь отказаться от Rail Baltic? У ИД-карты выявили возможный риск, связанный с безопасностью – должны ли мы тут же отказаться от э-выборов? Большая любовь к запретам, приказам и запугиванию может, конечно, принести политический капитал, но в длительной перспективе это тормоз в развитии.

В-третьих, у правительство должно понимать, что в современном быстро меняющемся мире следует больше сосредоточиться не на знаниях, а скорее на формировании амбиций и отношения. Мы же в большинстве своем согласны, что в будущем мире успех обеспечит способность меняться. Но это требует смелости и готовности рисковать.

Цели правительства определены общими словами

Стан Нахкор, аудитный партнер Ernst&Youngi

Читая записанное в коалиционном договоре, уже сейчас можно смело утверждать, что большинство указанных там целей достигнуто не будет. Или нет? Большая часть целей сформулирована настолько общими фразами, что о перспективах их достижения можно долго спорить.

В частном предпринимательстве целей, обозначенных общими словами, мало, поскольку по истечении указанного срока руководитель-собственник хочет дать объективную оценку полученному результату, на основании которой можно оценить деятельность работника. Самый известный способ определения хороших идей – SMART-идеи, которые из английской аббревиатуры можно расшифровать так: конкретный, измеримый, реалистичный, уместный и своевременный.

Согласно этим принципам, после выполнения целей их будет легко оценить, может быть даже слишком легко. Не это ли должно было быть целью определения целей коалиции?

Бросающиеся в глаза противоречия

Плюсы и минусы экономической политики правительства Центристской партии, социал-демократов и IRl глазами предпринимателей

Плюсы

  • Завершение административной реформы.
  • Начало проекта нулевой бюрократии.
  • Продолжение пенсионной реформы, изменения в системе родительской компенсации.
  • Меньший акциз на электричество для энергоинтенсивных или IKT-предприятий.
  • Отмена на повышение акциза на дизельное топливо, запланированного на 2018 год.
  • Инвестиции в инфраструктуру – прежде всего, в развитие шоссейных дорог.
  • Цель увеличения эстонских инвестиций в пенсионные фонды.
  • Применение системы возврата налога на рабочую силу или налогового кредита.
  • Создание предпринимательского счета для малых предпринимателей.
  • Перевод торговых судов под эстонский флаг.
  • Обновление законов, регулирующих рынок труда и налоги на рабочую силу.
  • Использование иностранного капитала для финансирования инвестиций в инфраструктуру, приносящую долгосрочный доход.
  • Создание комитета, выбирающего членов советов государственных предприятий.
  • Вывод 30 процентов акций Таллиннского порта на биржу.

Минусы

  • Создание атмосферы неуверенности в предпринимательстве.
  • Очень большое повышение не облагаемого подоходным налогом минимума. Налоговая система становится сложнее, а налоговая нагрузка увеличивается.
  • Резкое повышение акциза на алкоголь.
  • Ослабление государственной финансовой дисциплины.
  • Прекращение возможности подавать общие декларации о доходах.
  • Ограничение на вычет процентов по жилищному кредиту и процентов по сбережениям из дохода.
  • Изменение налогообложения использования рабочих автомобилей в частных целях, что принесет с собой старение автопарка. Решение особенно ущербно для региональных предпринимателей.
  • На словах позитивное, но на деле негативное привлечение разных сторон. По сути, желания  привлекать заинтересованные группы по важным темам и делать анализы влияния осталось мало.
  • Направление, что в хорошие времена тратим резервы и не держим бюджет в балансе.
  • Бесплатный общественный транспорт убьет предпринимательство в этой области.
  • Резкое повышение цены на газ заставит инвесторов сомневаться во многих энергоемких проектах. Например, Estonian Cell, материнское предприятие которого поставило инвестиции в режим ожидания.
Комментарии (6)
Copy
Наверх