Закон – для людей, а не наоборот

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрей Бабин
Андрей Бабин Фото: Pm

Вообще-то удивительно, что история 15-летнего юноши, у которого государство хочет отнять эстонское гражданство, потому что, как сейчас выяснилось, паспорт гражданина ЭР после рождения ему был выдан из-за ошибки чиновника, вызвала такой шум.

Даже эстоноязычная пресса сочувствует. С чего бы это? Мало того, сам президент Ильвес позволил себе немножко популизма, призвав государственных чиновников «не мелочиться», «посмотреть на проблему шире» и оставить эстонское гражданство парню, который ни в чем не виноват.

Сочувствующие сокрушаются: «Ведь отец ребенка стал гражданином ЭР всего через две недели после его рождения!» На самом деле, конечно, это не имеет никакого значения. Закон на то и существует, чтобы его соблюдать. Даже если он кому-то очень не нравится. Согласно действующему закону, ребенок получает гражданство ЭР в том случае, если на момент его рождения гражданином был хотя бы один из родителей. Был на этот момент гражданином ЭР кто-то из родителей мальчика? Нет. Так в чем дело? Какая разница, когда отец получил эстонский паспорт? Да хоть на следующий день. В законе же не сказано, что в подобных случаях возможны исключения.

Все комментарии по этому поводу министра внутренних дел Кена-Марти Вахера представляются абсолютно безупречными: «Действуем в рамках существующего закона. Готовы инициировать соответствующую поправку к нему. Примет ее парламент – другое дело».

Честь и хвала также чиновнику, который обнаружил ошибку коллег, допущенную 15 лет назад. Таким и должен быть бюрократ в лучшем смысле этого слова – внимательным, въедливым, педантичным. Хотя… Случай, конечно, неоднозначный.

Версию, согласно которой этот чиновник ненавидит русских и поэтому с радостью использовал неожиданно подвернувшуюся возможность испортить настроение хотя бы нескольким из них, пока отложим в сторону. Допустим, он нормальный человек. В таком случае, казалось бы, ну что ему стоило закрыть глаза на обнаруженное нарушение? Действительно ведь давнее и мелкое, и никто от него не пострадал.

Вот дилемма: добиться задним числом формального соблюдения буквы закона и тем самым принести моральные страдания ни в чем не повинным людям, а может, и вызвать у них неприязнь к государству - или сохранить их душевное спокойствие, допустив нарушение закона… Какой выбор сделал этот чиновник, теперь уже известно всем.

Кстати, а может не было никакой ошибки 15 лет назад? Может, чиновники тогда сознательно предоставили гражданство младенцу, зная, что его отец еще не гражданин ЭР, но прошел процедуру натурализации и вот-вот станет им официально? То есть, уже тогда поступили так, как советует сегодня президент – решили не мелочиться и взглянуть на проблему шире.

Может, и чиновники, которые три раза меняли паспорт мальчику, об этом знали, но – молчали? Тоже не хотели мелочиться. И только этот бюрократ-педант побежал докладывать куда надо…

Вот сейчас даже эстонская пресса сокрушается: «Ах, какие-то две недели! Если бы чуть раньше, да если бы чуть позже… Это же так все случайно!» Вот чудные. Да у нас все законодательство по части гражданства основано на случайностях! А значит, изначально абсурдно. До сих пор об этом не задумывались? Разве не абсурдно, что правопреемными гражданами объявлены только те, чьи предки жили в Эстонии с период с 1920 по 1940 год. Случайно, конечно, жили. А те, кто случайно в этот период в Эстонии отсутствовали, а также их потомки, полноценными гражданами уже быть не могут. И т.д. и т.п.

В этой связи вспоминается долгий разговор с путешественником Мартом Саарсо на борту яхты «Леннук», на которой он с командой тогда только что вернулся из кругосветного плавания. Как признался Март, раньше он, как и многие эстонцы, вдохновленные обретением собственной государственности, думал, что Эстония – чуть ли не центр Вселенной, но, обогнув земной шар, вернулся домой совсем другим человеком. Понял, что это всего лишь дело случая - что родился он эстонцем на этом клочке земли.

Несколько лет назад в Таллинне имела место куда более драматическая история, чем та, которая взбудоражила общественность сейчас. Тогда чиновники тоже хотели во что бы то ни стало соблюсти закон в отношении одной семьи.

Молодая женщина Татьяна, уроженка Таллинна, вышла здесь замуж и через некоторое время уехала с мужем на его родину в Казахстан. Семейная жизнь там не сложилась. С мужем развелась, жить негде. Что делать женщине с тремя детьми? Естественно, возвращаться на родину, туда, где живет мать, сестры, где сама жила с рождения до отъезда.

Приехала уже гражданкой Казахстана. (В этой «комичной» стране, как выразился эстонский наблюдатель от ОБСЕ на недавних парламентских выборах Юку-Калле Райд, гражданство дают всем постоянным жителям без всяких условий).

Приехала по визе, а когда ее срок закончился, мать и дети стали нелегалами. Чиновники уведомили Татьяну, что если она хочет жить в Эстонии, то должна покинуть страну и ходатайствовать о виде на жительство в каком-либо зарубежном представительстве ЭР. Как если бы любая гражданка того же Казахстана или какой-либо другой страны, отродясь в Эстонии не бывавшая, но вдруг решила там поселиться. При этом надо попасть в квоту, надо иметь основание для выдачи вида на жительство… А ни под одно из перечисленных в законе оснований, кстати, Татьяна не подпадала. Даже воссоединение с матерью – не основание. Вот если бы Татьяна была несовершеннолетней или было доказано, что ее мать нуждается в опеке, а ходатайствующая имеет легальный доход, позволяющий ее опекать, этот пункт еще могли бы рассмотреть.

Однако никаких проблем бы не было, если бы Татьяна была эстонкой или ее предки являлись гражданами довоенной республики. Но ей по обоим этим пунктам случайно не повезло.

В итоге женщину на глазах у детей полицейские арестовали и поместили в лагерь для подлежащих депортации. Потом пришли за детьми, но они как в воду канули. Полиция, отрядив немалые силы, проводила спецоперацию по их поиску, чтобы выдворить вместе с матерью из Эстонии. Во имя закона…

Эстоноязычная пресса об этой истории не писала. Министр внутренних дел тоже не высказывался в том плане, что надо бы инициировать поправку к закону.
Только одинокая русская газета взывала примерно к тому же, о чем говорит сегодня президент: «Закон должен быть для людей, а не наоборот! Зачем нужны такие законы, от которых страдают люди, в том числе дети?»

Сейчас, похоже, кое-что изменилось. Если эстоноязычная пресса заинтересовалась случаем с 15-летним юношей и высказываются министр, даже президент ЭР. Правда, интерес этот пока еще локальный, не выходящий за рамки конкретного инцидента. Но, может быть, это только начало? И когда-нибудь в будущем государство «посмотрит на проблему шире», имея в виду саму философию законодательства, касающегося тех, кто случайно не родился эстонцем.

И тогда мы вспомним, с чего все началось. С того, что неизвестный чиновник-педант углядел мелкое нарушение закона, допущенное полтора десятилетия назад в отношении одного мальчика, и побежал доложить куда надо…
 

Комментарии
Copy
Наверх