Российский экономист объяснил, в чем беда эстонских пенсионных фондов

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Михаил Хазин.
Михаил Хазин. Фото: Impressum

Инфляция в мире в ближайшие 10 лет будет набирать обороты, поэтому пенсионные накопления будут сгорать. Предъявлять претензии властям или пенсионным фондам по этому поводу бессмысленно. Тем более, Эстония не может повлиять на происходящее вокруг, поэтому ее пенсионеры в ближайшие годы будут такими же бедными, как и все другие, считает российский экономист Михаил Хазин, передает Rus.Err.

Михаил Хазин прокомментировал для передачи "Треугольник" на канале ETV2 будущее пенсионных фондов:

Сегодня уже в США говорят о необходимости возврата к перераспределительной системе. Об этом говорил Алан Гринспен, и понятно почему: потому что не существует механизмов гарантий сохранения пенсионных сбережений на несколько десятилетий. То есть, условно говоря, не существует шансов на то, что тот доллар или евро, который вы внесли в 25-летнем возрасте, доживет до того момента, когда вам стукнет 65. Это реальная проблема, и она носит экономический характер.

Предъявлять претензии властям или пенсионным фондам — бессмысленно. Они не могут ничего сделать. Если невозможно сохранить сбережения, то они не могут их сохранить. Разумеется, бывают исключения. Например, есть такие гениальные фонды, которые крупные пенсионные сбережения в 2004-2005 годах взяли и вложили в золото! А сегодня это золото продают! Но людей, которые 8 лет назад говорили, что нужно вкладываться в золото, держали за сумасшедших. Обычно, так всегда и бывает: гении одиноки. И консервативные по сути пенсионные фонды не могут себе позволить искать гениального инвестора, потому что риски слишком высоки. По этой причине мне кажется, что проблемы у всех пенсионеров будут очень серьезные. И в реальности я не верю, что через 5-8 лет пенсионеры смогут получить в виде пенсий деньги, существенно превышающие те, что будет выплачивать государство.

Да, конечно, это инфляция!

Инфляция в ближайшие пару-десять лет будет сильно выше, чем раньше. И в этом смысле пенсионные накопления будут сгорать. При этом в некоторых сферах инфляция еще выше: некоторые активы, которые казались еще 5 лет назад замечательными, упали в цене в 10-20 раз. И что делать, если часть пенсионных фондов была в них вложена?

Невозможно принять законом правильную модель инвестирования на 40 лет. Беда состоит в том, что у ваших пенсионных фондов нормальный период накопления — это несколько десятилетий, а ситуация сейчас — в условиях кризиса — меняется очень быстро.

Хуже, чем все, вы не будете!

Вот хуже, чем все — вы не будете! Все будут одинаково бедными. Это правда! Но нужно понимать, что Эстония в этом смысле страна очень правильная: не следует ожидать, что там будет тотальное воровство. Трудно предположить, что какой-нибудь глава пенсионного фонда переведет все деньги в офшор и сбежит. Эстония в этом смысле консервативная страна, в которой сильны традиционные принципы.

Я много раз был в Эстонии и много раз это видел. Но при этом нужно понимать, что тем более Эстония не может повлиять на те общие процессы, которые происходят. Например, когда я был в Эстонии 3 года назад, то говорил, что единственный способ улучшить ситуацию системно — это «шантажировать» Брюссель, Евросоюз! Но тогда мне сказали, что руководство Эстонии не может себя так вести, что это не соответствует принципам.

Вот Венгрия — они родственники ваши, финно-угры, но гораздо более брутальные. Они изменили Конституцию и начали вводить традиционные ценности. Брюссель взвился. Но теперь у Венгрии есть железный способ получения дополнительных денег. То есть Брюсселю было сказано: если вы перестанете давать деньги, мы продолжим этот процесс. А так мы его сейчас остановим, может быть, даже что-нибудь отыграем назад. Вот пример «шантажа».

Комментарии
Copy
Наверх