Сто дней Каи Каллас: ещё не Ватерлоо, уже не Аустерлиц (1)

Вячеслав Иванов
Copy
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: Личный архив автора

Никем не писанное, но всем известное правило политической вежливости: первые сто дней нахождения лидера или его партии у власти – без жесткой критики, в наших палестинах не просто не соблюдается, а демонстративно нарушается. Даже я бы сказал, ухарски нарушается, на кураже, с огоньком.

Да и какая там вежливость! Речь уже не о критике, хоть бы и самой жесткой, а вообще о диалоге двух ветвей власти: законодательной и исполнительной. Хамство представителей первой из них, что обитают в Рийгикогу на Toompea (смысловой перевод с эстонского – главная голова), по отношению ко второй ветви возведено в ранг государственной доблести. При этом недавно возглавивший законодательную власть бывший глава власти исполнительной смотрит на своих резвящихся нынешних подчиненных с видом усталой снисходительности… И поскольку рыба гниет с головы (уж какие есть, хоть рыба, хоть голова), то остальным, обычным жителям страны что остается?

Девальвация престижа

Если начистоту, то за «отчетный период» правительству особо похвастать нечем. Ну, разве что во внешнеполитическом пространстве – первые за последние (прошу простить этот неуклюжий оксюморон) пять лет непосредственные контакты, хоть и по телефону, министров иностранных дел Эстонии и России. Соответственно – Эвы-Марии Лийметс и Сергея Лаврова. Они состоялись по инициативе эстонской стороны и имели целью «ясно донести до Москвы готовность правительства Каи Каллас продвигаться по пути ратификации эстонско-российского договора о границе».

Результативность этого диалога смело может быть оценена как нулевая. В лучшем случае стороны остались каждая при своем мнении. И даже с точки зрения внутреннего пиара этот телефонный разговор не принес нынешней коалиции и её лидерам никаких дивидендов. Сдержанный позитив в комментариях председателя комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсона и бывшего министра иностранных дел, а ныне евродепутата Урмаса Паэта (оба, кстати, члены правящей Партии реформ) уравновешивается чуть менее сдержанным, но все-таки пока в рамках приличия, негативом, высказанным устами также бывшего главы МИДа Урмаса Рейнсалу (оппозиционная партия «Отечество») и председателя той же партии Хелира-Вальдора Сеэдера. Счет 2:2.

Что же касается дел внутренних (не тех, что в ведении МВД, а просто внутригосударственных), то здесь даже такого – хоть и бесполезной, но все-таки довольно эффектной – подвижки не наблюдается.

На самом главном за рассматриваемый период участке – борьбе с пандемией – перенятые от предыдущей коалиции и успешно продолженные беспорядочные метания, сопровождавшиеся половинчатыми решениями (из которых к тому же ни одно не было доведено до конца) и неуклюжими телодвижениями по принципу «шаг вперед, две шаги назад», никаких ощутимых результатов не дали. Если бы не поспели вовремя сразу несколько вакцин (их использование – тема отдельной грустной повести, но все-таки), то имели бы мы сегодня очень бледный вид.

Единственный член действующего правительства, который отвечал за эту работу и поступал адекватно, министр социальных дел Танель Кийк, слава Богу, оказался нужным человеком в нужный момент на нужном месте. Я не упоминаю в этой связи руководителя Научного совета по борьбе с коронавирусом профессора Ирью Лутсар по той простой причине, что она не является политиком.

В сложившихся условиях ждать каких-то успехов в экономике не приходится, а в социальной сфере тоже объективно получается так, что правительство не справилось ни с «инфлюэнсерами», ни с прочими ковид-диссидентами. К счастью, в их рядах «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков», а иначе мало никому бы не показалось.

На этом фоне объявленное повышение зарплат спасателям и другим бойцам передовой линии в борьбе с пандемией аж на три процента выглядит еще большей насмешкой, чем прошлогоднее внеочередное повышение пенсий на семь евро…

Могло ли быть иначе?

«Урезание финансирования кружков по интересам, экономия на зарплатах учителей, Эстония в списке недругов России – могло ли быть иначе?».

Этот вопрос, заданный (вчера) в студии Rus.Postimees двум парламентариям – по одному от коалиции и оппозиции, – в принципе смело можно отнести к разряду риторических, то есть не требующих ответа. Точнее – ответ на которые широко и заранее известен. И хотя оба оппонента добросовестно и довольно подробно все-таки отвечали на него, однако в сухом остатке, как ни крути, образуется один ответ: не могло.

На самом деле между содержательной частью этого вопроса – с одной стороны, и отмечаемым «юбилеем» нынешнего кабмина – с другой, прямой связи не существует. Любая коалиция и любой премьер-министр на месте действующих оказались бы точно перед теми же проблемами и решать их вынуждены были бы такими же способами.

Потому что стригут всегда одних и тех же овец. Ну, в самом деле, не настолько же мы наивны, чтобы полагать, будто кто-нибудь иной, а не Кая Каллас и её партнеры, посягнул бы на святая святых – оборонный бюджет. Который, если отбросить в сторону все демагогические разглагольствования, и является единственным базисом для действенной экономии, урезание которого не затрагивает ничьих жизненных интересов. По крайней мере, его «надстроечная» часть в виде нескольких десятых долей процента от ВВП сверх неприкосновенных двух, что дало бы уже несколько десятков искомых миллионов евро. А по мне, так и сам «НЗ» не грех было бы потрепать…

Беда, однако, в том, что для любого правительства Эстонии мнение и интересы народа Эстонии, а по-научному – электората, конечно, стоят на первом месте. Но перед ними – не на первом, а на пред-первом, – мнение и интересы Большого Брата. И это, как вы понимаете, не Россия и даже не Европейский Союз. А Большой Брат (вернее – занимавший эту должность предшественник нынешнего местоблюстителя… ну, вы меня поняли) шибко ругался на тех, кто, состоя в НАТО, не спешит с уплатой положенных членских взносов.

Что же касается попадания Эстонии в список недругов России, то, во-первых, я бы уточнил: не России, а Кремля, который привычно идентифицирует себя со всей страной и всем её народом, хотя имеет для того всё меньше оснований. А во-вторых, здесь от Эстонии вообще ничего не зависит, так что ни в заслугу, ни в вину нынешнему правительству это факт ставить не имеет смысла.

Если же по школьной системе оценивать работу правительства за обсуждаемый период чохом, то большего, чем троечка, оно не заслуживает. Да и то слабенькой, с натяжкой, лишь бы не оставить «на второй год». Окончание последней фразы разрешено толковать буквально…

Чем в действительности сто дней нынешнего правительства реформистов-центристов серьезно отличаются от любого другого периода, так это беспрецедентным ростом публичного хамства на высшем уровне. Хотя если кабмин и его глава и имеют к этому какое-то отношение, то очень опосредованное – самим фактом гендерной принадлежности премьер-министра.

К примеру, не могу себе представить, как ни напрягаюсь, чтобы кто-то из самых отвязных депутатов британского парламента обратился бы со своего места в зале заседаний к Маргарет Тэтчер или Терезе Мэй во время их выступления с репликой: «Откуда ты, такой цветочек, тут взялась?». Или то же самое произошло бы в Бундестаге с участием, пусть и пассивным, фрау Ангелы Меркель.

А у нас в Рийгикогу – пожалуйста! И эта выходка депутата от партии EKRE Калле Грюнталя, которая так и сошла ему с рук, на самом деле является лишь верхушкой айсберга, венчая собой длинный ряд подобных высказываний в кулуарах и соцсетях.

Причем как в адрес Каи Каллас, так и президента Керсти Кальюлайд. Оказавшиеся одновременно на двух ключевых постах в государстве две дамы почему-то своей принадлежностью к слабому (или прекрасному, как кому больше нравится) полу вызывают особое раздражение у блюстителей традиционных семейных ценностей и священных народных обычаев.

Впрочем, это уже совсем другая история…

Комментарии (1)
Copy
Наверх