Гости «Треугольника»: в Эстонии, как и в России, зарождается несистемная оппозиция

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: dzd.ee

В условиях, когда политическая оппозиция не может предложить достойного соперника правящей коалиции, альтернатива правящим партиям, постепенно теряющим рейтинги и утомившим общественность нежеланием идти на компромиссы, начала зарождаться в народе, считают журналисты, собравшиеся обсудить новые веяния в эстонской политике в студии "Треугольника" на канале ETV2.

За последнее время прозвучало немало критики в адрес правительственной коалиции. Протестная волна внесла свои коррективы в рейтинги партий, народ ищет альтернативы.

На этом фоне обозначилось сразу несколько новых трендов в политике. Социал-демократы впервые вырвались вперед в рейтинге партий. Впервые за последние годы реформисты упустили лидерство, а отечественники упали до рекордно низкой отметки. Почему симпатии граждан так изменились, что за этим стоит? Наступило ли время перезагрузки для общества и политики?

Ответы на эти вопросы в студии "Треугольника" с Еленой Повериной попытались найти главный редактор еженедельника «День за Днем» Евгения Гаранжа, главный редактор «Нарвской газеты» Сергей Степанов и медиа-эксперт, преподаватель журналистики ТЛУ Виталий Белобровцев.

Белобровцев: Общество действительно устало от политики реформистов в стиле «мы вас осчастливили, а вы уж будьте счастливы». Поэтому ситуация и изменилась. Эйфория по поводу прорыва соцдемов преждевременна, так как 1%, который они отвоевали у реформистов, это в рамках погрешности. На самом деле, возможно, их рейтинги равны.

Но важно другое – центристы и соцдемы, как оппозиция в целом, набирают в парламенте больше голосов, чем правительственная коалиция. Это проблема, как для коалиции, так и для оппозиции.

Гаранжа: В том, что происходит в Эстонии и в России нетрудно усмотреть параллели. В Эстонии долгое время был национальный лидер, в отношении которого нас старательно убеждали, что другой альтернативы нет. Если посмотреть на имидж российского ВВП и нашего АА, то оба — подтянутые спортсмены в самом расцвете сил и чем-то походят друг на друга. И результат получился одинаковый – нас убеждали, что альтернативы нет, и альтернативы среди политических сил действительно не появилось, но выяснилось, что начала зарождаться альтернатива на уровне общества. Если удается убедить электорат, что другие партии не могут предожить достойного соперника, то соперники начинают зарождаться в народе. Наши профсоюзные протесты, учительские протесты, общественные организации, которые появляются на волне защиты русской школы, – это первые признаки того, что у нас зарождается та самая несистемная оппозиция.

Степанов: Соглашусь с коллегами. В обществе долгое время существовала политическая апатия. Оно просто воспринимало происходящее вокруг, не принимая в этом активного участия. Сейчас люди проснулись. Эта «эстонская весна» может вылиться в крушение политических партий, в появление новых политических сил, но сделано это будет не руками политтехнологов, а руками общества.

Во что может вылиться «эстонская весна», сможет ли правящая коалиция предложить компромисс обществу?

Белобровцев: Правящая коалиция не будет ничего предлагать, как никогда ничего и не предлагала. Она принципиально не вела с обществом никакого диалога. Я уверен, что не только Путин и Ансип похожи, но что Ансипа слепили по образу Путину. То есть когда Путин пришел к власти, и если проследить, как вел себя Ансип, придя к власти, то линия подражать один в один Владимиру Владимировичу четко прослеживается. И ситуация такая же.

Что касается «весны», у нас внесистемная оппозиция тоже зарождается, как и в Москве, но нужны конкретные люди. Ими могли бы стать 2-3 человека из объединения «Русская школа Эстонии». Там есть интересные люди, от них может что-то пойти. В российской несистемной оппозиции Навальный и компания тоже несильно в политику рвутся.

Гаранжа: Правящая коалиция, а особенно Партия реформ, ни о каком компромиссе не задумывается. Реформисты задают там тон. Как у Путина и его команды сейчас стоит цель продержаться у власти столько, сколько получится, так и у реформистов – смена политических поколений там наметилась, они хотят просидеть у власти как можно дольше, сделать как можно больше за оставшийся срок, ни с кем не считаясь. Но после этого все равно придется уйти.

Комментарии
Copy
Наверх