Маленькие школы боятся сложной математики

Микк Салу
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По словам учителя математики Таллиннской реальной школы Виллу Рая, новая учебная программа напоминает ему ту самую математику, которую он изучал в школе в 80-х годах, поскольку в промежутке программа упростились.
По словам учителя математики Таллиннской реальной школы Виллу Рая, новая учебная программа напоминает ему ту самую математику, которую он изучал в школе в 80-х годах, поскольку в промежутке программа упростились. Фото: Лаура Окс

Обязательный государственный экзамен и растущие объемы учебных предметов превращают математику в самый важный, но и в самый пугающий предмет в новой программе гимназии.


Это вопрос будущего Эстонии, — полагает учитель математики гимназии Хуго Треффнера Хеле Кийсел. «Мы сами говорили, что сделаем ставку на технологию и инженерные науки, а изучение математики основа этого», — говорит она. Так оно и есть. Начиная с нынешней осени самым важным предметом, который изучают в гимназии, является именно математика. Повышение значения математики происходит за счет нескольких факторов.

Согласно новой учебной программе математика является единственным учебным предметом, который остался как отдельная сфера. Например, физика, химия, география и биология объединены в естественнонаучные дисциплины. Таким же образом в общую сферу перешли эстонский язык и литература.

Обязательный к изучению объем математики превзошел все прочие предметы. Узкий курс математики представлен в гимназии 8 курсами, а обширный 14 курсами. Для сравнения: например, объем изучения эстонского языка или истории в каждом случае ограничен шестью курсами.

Учащиеся и учителя  остерегаются

Все, кто поступил в гимназию в сентябре этого года, должны будут по ее окончании в обязательном порядке сдавать государственный экзамен по математике. Сирье Пихлап, руководившая при составлении учебной программы рабочей группой именно по части математики, говорит, что идея превращения математики в обязательный госэкзамен принадлежит именно министерству, а учителя скорей были против.

«Думаю, что министерство посчитало, что у государственного экзамена имеется своего рода символическое значение, это станет сигналом, что данный предмет наиболее важен», — поведала Пихлап.

На самом же деле для многих школ преподавание математики по-новому оказалось даже сложнее, чем казалось на первый взгляд. Как уже было сказано, отныне математику следует преподавать в двух объемах: в узком и расширенном, соответственно, восемь или 14 курсов.

Первый вариант более простой и менее объемный, это т.н. элементарная математика для тех детей, которым в последующей жизни иметь дела с математикой не придется. На самом же деле этот новый узкий курс математики даже короче и проще, чем тот, что изучают сейчас.

Более продолжительный и основательный курс математики означает, что в течение трех гимназических лет изучать математику следует ежедневно. Загвоздка в том, что каждая школа должна предлагать обе возможности, поскольку это обязательно.

Учащийся же может сам выбирать, в каком объеме он будет осваивать предмет. И госэкзамен по математике учащийся сможет выбрать полегче или потруднее. Поэтому теоретически изучать и преподавать математику можно будет и в меньшем объеме, но как говорит заместитель руководителя курирующего составление учебных программ отдела общего образования Айн Тыниссон, проблема скорей состоит в том, найдутся ли школы, которые пожелают предлагать узкий курс.

Хорошим примером решения данной дилеммы является опыт гимназии Ярва-Яани. Это довольно типичная маленькая сельская школа, в которой гимназическую ступень обучения ежегодно завершает десяток учащихся и где в разное время речь шла то об объединении, то о сотрудничестве с другими местными школами в Аравете и Коэру.

Завуч Сильва Кярнер поясняет, как они справились с проблемой объема изучения математики. «Наша школа предлагает только обширный курс математики, выбравшие узкий курс математики учащиеся все-таки проходят обширный курс, но их просто оценивают иначе, — поясняет Кярнер. — Они, например, должны решать задачи попроще».

Таково формальное решение, по сути же сложности состоят в другом. «На гимназическом уровне математика очень усложнилась. Возникает вопрос, нужна ли она в настолько основательном и объемном виде», — размышляет Кярнер. Сами учащиеся опасаются, что не смогут осилить математику, хотя новый порядок стал проблемой и для многих учителей.

Найти учителей по математике непросто

Кярнер сообщила, что их прежний учитель математики отказался преподавать на гимназическом уровне из страха перед госэкзаменом. Уровень подготовки учащихся не достаточен для обязательного экзамена, — констатирует Кярнер. Учителя знают об этом и потому не решаются браться за подготовку школьников. «Найти учителя математики в гимназию и без того было крайне сложно, отныне же это еще более проблематично», — заключает Кярнер.

На самом же деле в свете новой учебной программы по математике дает себя знать контраст между первой и второй Эстонией, между крупными и небольшими гимназиями. Например, учитель Хеле Кийсел утверждает, что для старых добрых реальных школ с введением новой программы и повышением значения математики ничего особо и не меняется.

Они и так преподавали математику в большем объеме и все равно готовили своих учеников к экзамену по математике. Эту же мысль подтверждает и коллега Кийсел из Таллиннской реальной школы Виллу Рая: «Да, кое-что прибавилось, уплотнилось. На самом же деле новая учебная программа напоминает мне ту математику, которую сам я изучал в школе в 80-х годах. В промежутке программы упростились».

Значит, для ведущих школ ничего особо и не изменится, хотя можно сказать, что новая учебная программа заставит прежние обычные школы и небольшие гимназии преподавать математику так, как это делают реальные школы. «Опыт подготовки к экзаменам не во всех школах так уж хорош», — отмечает Хеле Кийсел трудности, с которыми столкнулись небольшие гимназии — теперь госэкзамен стал обязательным и для них.

Несомненно, именно самые маленькие гимназии находятся в наиболее сложном положении в смысле поиска учителей.

 Из стен Тартуского университета ежегодно выходят 7-12 новых учителей математики, что слишком мало. «Правда, если бы учителя в Эстонии своевременно выходили на пенсию, настал бы полный крах», — не без юмора отмечает Хеле  Кийсел.

Учитель математики Таллиннской реальной школы Виллу Рая говорит, что прекрасно понимает стресс учителей из небольших школ. «Будем честны — то, что сейчас называют расширенным курсом математики для среднего ученика очень и очень трудно», — говорит Рая.

«Если бы это зависело от меня, я бы построил систему таким образом, чтобы осталась только обширная математика, а те учащиеся, кто с ней не справляются, не должны были бы в гимназии изучать математику, — предлагает он. — Ладно, может быть, прошли бы один курс статистики или теории вероятности, но этим бы и ограничились».

Требования учебной программы

Обязательные объемы обучения в гимназии с эстонским языком

• Математика — 14 курсов*

• Эстонский язык — 6

• История — 6

• Первый иностранный

язык — 5

• Второй иностранный

язык — 5

• Литература — 5

• Физкультура — 5

• Физика — 5

• Биология — 5

• Химия — 3

• Музыка — 3

• Изобразительное искусство — 2

• Обществоведение — 2

• География — 2

• Человековедение — 1

• География человека — 1

* Один курс составляет 35 учебных часов. Минимальная учебная нагрузка учащегося за период обучения в гимназии составляет 96 курсов. Помимо широкой программы математики (14 курсов), гимназия обязана предлагать и более узкую программу (8 курсов).

ИСТОЧНИК: Государственная учебная программа гимназии


Математические знания студентов ухудшились

«Очень существенно изменилась способность учащихся давать определения понятий», — отмечает руководитель центра школьной математики Тартуского университета Тийт Лепманн. Это точка зрения университета, где заметно, каков уровень новоявленных студентов в области математики.

Лепманн пояснил, что по студентам он видит, как на многие вопросы они отвечают только по памяти: «Если же какой-то нюанс позабылся, то в качестве ответа может прозвучать что-то настолько несуразное, что хочется спросить, а не имеем ли мы дело с душевнобольным».

При этом он вовсе не хочет бросать камень в огород учащихся. Часто причиной является сама система, когда в ходе судорожной подготовки к госэкзамену определения просто заучиваются наизусть, а содержание остается непонятым.

Президент Эстонского общества математики Рауль Кангро добавляет: навыки в элементарной математики у студентов шаткие: «Вершины это, конечно, вершины, но многие другие испытывают дефицит простейших алгебраических навыков».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх