Северные страны не хотят отказываться от модели благополучного государства

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Многие страны стали беднее в кризисное время, но в Северных странах общество оказалось стабильным и прочным.
Многие страны стали беднее в кризисное время, но в Северных странах общество оказалось стабильным и прочным. Фото: Райго Паюла

Главы правительств и политики Северных стран, собравшиеся на этой неделе в Хельсинки, до небес восхваляли сформировавшуюся «модель Северных стран» и обещали, что она сохранится, невзирая на старение населения и напряженность глобальной экономической конкуренции.


«Мы живем в сообществе Северных стран, в прекрасном обществе благополучия, — сказала премьер-министр Исландии, социал-демократ Йоханна Сигурдардоттир, выступая в публичных дебатах о будущем модели благополучия Северных стран, проходивших в здании финского парламента. — Мы очень долго его строили и стали примером для всего мира».

«Модель благополучия Северных стран не стоит отправлять в музей, а следует только последовательно развивать», — добавил премьер-министр Швеции, либерал-консерватор Фредрик Рейнфельдт.

Глава коалиционного правительства Финляндии, председатель консервативной Национальной коалиционной партии Юрки Катайнен сказал, что общество благополучия нельзя разрушать. По мнению партийного руководителя, только что победившего в Финляндии на местных выборах, подобная трактовка была бы неправильной в отношении целей, стоящих перед Северными странами.

 «Модель благополучия Северных стран призвана создавать и социальные инновации», — отметил он. По словам Катайнена, два компонента этой модели универсальны: публичные услуги, направленные на благополучие, и конкурентоспособная в глобальном масштабе экономика.

Административная реформа
В ближайшие годы Финляндия станет экспериментальной лабораторией, в которой выяснится, как общество благополучия сможет дальше развиваться в условиях, когда часть трудоспособного населения сократится. Все меньше становится тех, кто услуги производит, и все больше тех, кто эти услуги потребляет.

Сейчас на каждого работающего члена общества в Финляндии приходится 50 детей и сеньоров, но через 15 лет это соотношение увеличится до одного работающего на 75 детей и пенсионеров.

«Если нынешняя тенденция будет продолжаться, то у нас появятся десятки областей, в которых большинство населения составят дети и пожилые, а работающие люди останутся в меньшинстве», — отметил Катайнен.

Для того чтобы справиться с ситуацией, правительство Финляндии проводит административную реформу и планирует изменить структуру предлагаемых публичных услуг. В то же время придется заниматься и изменениями в структуре экономики. До сих пор в Финляндии каждый год создаются новые рабочие места, которые покрывали ликвидированные, однако подобная ситуация продолжаться не может.

«Кто должен инвестировать в Финляндию? Кто тот человек, который станет создателем развивающегося предприятия? — задает Катайнен вопросы, на которые финскому обществу придется искать ответы в том случае, если модель благополучия захотят сохранить. — Если мы по старинке сосредоточимся только на распределении достижений между собой, из этого ничего не выйдет».

В качестве сферы возможного роста, в которые инвестируют и где создают новые рабочие места, финский премьер-министр назвал горнодобывающую промышленность и использование новых, экологически чистых технологий.

Многие страны стали беднее в кризисное время, но в то же время кризис заставил задуматься, почему благополучное общество Северных стран оказалось стабильным и прочным, отметила на проходивших дебатах в Хельсинки премьер-министр Дании, лидер социал-демократической партии Хелле Торнинг-Шмидт.

«Северные страны хорошо справились, в том числе и Фарерские острова, и Гренландия», — добавила она.
«Нас характеризует серьезное экономическое равноправие, равный доступ к образованию и гендерное равноправие, — перечислила Торнинг-Шмидт. — У нас гибкий рынок труда, где физическому лицу предлагается безопасность».

По ее словам, интересно отметить, что в Европе именно датчане стали теми, кто относятся к глобализации наиболее положительно.

Высокий уровень безработицы
Депутат финского парламента и представитель правящей коалиционной партии Синухе Валлинхеймо подчеркивает, что на модели благополучия базируется и бренд Северных стран во всем мире: «Основополагающей базой для этой модели служит ответственный, увлеченный и свободный гражданин».

«Продолжительность жизни бедного мужчины в Финляндии на 13 лет короче, чем богатого», — отмечает еще один финский депутат, социал-демократ Суна Кюмяляйнен.

Премьер-министр Исландии Йоханна Сигурдардоттир сообщила, что у половины исландских безработных есть только основное образование. «Безработица больше затрагивает тех, у кого нет специальной подготовки и опыта работы. И если мы не предложим им дополнительного обучения, в обществе будут нарастать классовые различия и пропасть между разными прослойками населения».

Премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт особо отмечает высокий уровень безработицы среди молодежи. «Рынок труда становится все более требовательным по отношению к профессиональным навыкам, а международная конкуренция усиливается», — сказал он.

По словам Рейнфельдта, политика шведского правительства направлена на то, чтобы поддерживать возвращение людей на рынок труда и уменьшить количество пассивных членов общества.

«С этим нельзя смириться, если мы хотим, чтобы в жизни общества принимали участие все его члены. Наша политика заключается в том, что работать выгоднее, чем не работать, и чтобы предприятиям было выгоднее оставаться и развиваться именно в Швеции», — сказал Фредрик Рейнфельдт.

Расходы на поездку журналиста в Хельсинки оплатил Совет министров Северных стран.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх