Ще не вмерла Украина, если мы гуляем так

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Лийз Трейманн

В последние дни я ощущаю себя несколько странно. В то время, когда все политологи смотрят на Украину кто с печалью, кто с озабоченностью, мне происходящее там – за исключением эпизодов с «Беркутом» и Ко – внушает самые оптимистичные чувства.

Оговорюсь сразу, я не сторонник теории: пусть себе щепки летят, лишь бы дерево было срублено. Китайского проклятья «чтоб ты жил в интересное время» никто не отменял, как и того, что народу Украины в любом случае предстоят тяжелые времена, в чем ему нельзя не посочувствовать. Но я также не сторонник того, чтобы за деревьями из полицейских дубинок, чиновничьей тупости, призывов ввести в страну иностранные войска, оппозиционной неуравновешенности и политических манипуляций не видеть леса. А как красив в эту зимнюю пору украинский лес!

Когда пена злободневности схлынет, а детали достанутся историкам, в памяти большинства останется легенда. И она не менее, а порой и более важна, чем истина. Вот, например, для женщин всего мира история Эдуарда Восьмого и Уоллис Симпсон всегда будет обладающим могучей утешительной силой доказательством того, что мужчина ради любимой способен отказаться от самого важного, что есть в жизни мужчины, – общественного положения и власти. И кого сегодня волнуют такие нюансы, как то, что трон Эдуарда подкосили не только чувства к разведенной американке, но и его симпатии к национал-несвоевременным идеям?

Ёлка вам!

Украинская легенда Евромайдана очень симпатична. Как бы ни развивались события дальше, она войдет в историю с лицом молодого студента, полного творческого задора. И пусть мне не говорят об отсутствии у этого студента четких представлений о сути соглашения Украины с Евросоюзом. Думаю, изначально молодежь подстегивала в первую очередь перспектива безвизового режима, для открытия которого не нужно быть полноправным членом ЕС. Причина не хуже всякой другой – вспомните, как сильно она влияла на наши собственные настроения в начале двухтысячных. Но чем дальше, тем больше других соображений и эмоций на нее накладывается.

Я склоняюсь к мысли, что молодежь вышла на улицы Киева и других городов по собственному почину. Изначально – и это признают даже более-менее взвешенные российские издания – не было в этом ни происков оппозиции, ни тем более каких-то там манипуляций со стороны ЕС, потому что предсказать такого развития событий не смог никто. Если бы не «Беркут», то истеричной украинской оппозиции долго еще не нашлось бы места на Евромайдане. Хотя, с другой стороны, не было бы «Беркута», выступления, возможно, не приобрели бы такого размаха.

И особенно симпатично на этом фоне то, что украинские демонстранты ведут себя намного приличнее украинских политиков. Мой любимый эпизод – как студенты ходили в Минобр требовать не преследовать их однокашников и соратников по борьбе. Милиция в страхе закрыла на пути демонстрантов ворота министерства. Демонстранты ворота сняли. После того как министр Евгений Сулима обещал санкций не применять, студенты аккуратно поставили ворота на место.

А еще был призыв приходить на Евромайдан только с креативными лозунгами. А еще была «Ёлка». После того как Янукович, объясняя, зачем зачистили Майдан, запамятовал, как будет «ёлка» на ридной мове и ввернул в украинскую фразу это русское слово, а местный телеканал в этот самый момент удачно пустил фоном картинку мальчика с транспарантом «Подавись ты своей ёлкой!», оно быстро стало нарицательным. А саму Ёлку украсили как раз теми креативными плакатами. Веет от этого чем-то на редкость свежим и оптимистичным.

Противогаз на дешевый газ

А теперь немножко о том, что должны были бы сделать в этой ситуации политики – украинские, российские и европейские. Понятно, что власть Януковича-Азарова в отставку добровольно не уйдет. Те, кто сегодня ставит ей в пример Домбровскиса, немножко забывают о том, что Домбровскис никого из соперников до этого не посадил, а потому и ему такая «ответная услуга» не грозит. Но и украинская оппозиция сегодня оставляет, прямо скажем, не лучшее впечатление. А потому обе стороны, перестав бубнить о том, сколько раз кого и как кинули в прошлом, могли бы сесть за стол переговоров и все-таки сформировать широкую коалицию хотя бы на предвыборный период, то есть до 2015 года.

Во-вторых, вопреки опять же распространенному мнению, мне не кажется, что Украина раскололась на прорусский Восток и националистический Запад. А в тех настроениях, что царят сегодня на Евромайдане, не бросается в глаза ничего антирусского. Антироссийское есть, да. Но это – две большие разницы. И хорошо было бы, чтобы Россия поняла, что даже на газ однажды найдется свой противогаз, а потому внешняя политика, состоящая в том, чтобы окружать себя поясом не слишком дружелюбных соседей, которые смотрят на тебя косо даже тогда, когда не чураются пользоваться твоими дешевыми энергоносителями и нелегальными рабочими местами, для государства, претендующего на влиятельность в современном мире, не может считаться самой эффективной.

Для Евросоюза же Евромайдан – это просто подарок какой-то! Со времен падения Железного занавеса не припомню я, чтобы какой-либо народ – на площадях, не щадя живота, – так рвался в Европу. А уж на фоне непрекращающихся дискуссий о кризисе ЕС и развале еврозоны, на фоне греческих протестов, участники которых малюют Ангелу Меркель в образе Гитлера... Если Евпейский союз упустит такую возможность для укрепления собственного имиджа, то, значит, правы те, кто упрекают эту организацию в пассивности и бессилии.

И не санкции тут нужно применять к чиновникам из аппарата Януковича, и не миллиарды этому аппарату раздавать – при нынешней системе все равно разворуют, а помогать украинскому бизнесу осваиваться с правилами европейского рынка, на каких бы правах он на этот рынок ни попал, и предлагать украинцам как можно больше возможностей близко познакомиться с жизнью в ЕC. И если имеющихся средств для этого недостаточно, то нужно срочно выдумывать новые, потому что случай Украины – действительно уникален.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх